|
ЖИЗHЬ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Главная → Публикации → Полнотекстовые монографии → Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М. - Л., 1962. → Жизнь. Часть первая
Prima morte che stanchezza. Скорее смерть, чем усталость.(W., 12700) Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано около городка Винчи между Флоренцией и Пизой. Точная дата его рождения лишь сравнительно недавно установлена на основании документа, найденного в государственном архиве Флоренции. А именно, дневник деда Леонардо, Антонио да Винчи, содержит следующую запись:«1452 года родился у меня внук от сера Пьеро, моего сына, 15 апреля, в субботу в 3-м часу ночи. Получил имя Леонардо. Крестил его священник Пьеро де Бартоломеи да Винчи». Так как счет ночных часов велся от захода солнца, то время рождения приходится примерно на 22 ч. 30 м. Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи. О матери его, Катерине, ничего не известно. Известно только, что вскоре после его рождения она вышла замуж за местного жителя Антонио по прозванию Аккаттабрига («спорщик»), арендовавшего небольшой кирпичный завод (fornaio) в нескольких километрах от Винчи, в 1449—1453 гг. Молодой двадцатипятилетний отец в год рождения сына женился на Альбиере Амадори. Детские годы Леонардо провел со своей бабушкой Лучией и дядей Франческо, который был старше его на 16 лет и, живя в Винчи, уделял ему немало времени. Сер Пьеро переселился со своей семьей во Флоренцию около 1464 г.; здесь он вскоре потерял свою жену и женился вторично.В 1466 г. четырнадцатилетний Леонардо был отдан в обучение к известному флорентийскому живописцу и скульптору Андреа Вероккьо (1436—1488). Во Флоренции сложились его интересы, были накоплены его первые знания. Флоренция того времени была большим промышленным городом, в котором получили широкое развитие различные отрасли промышленной техники. Мастерские ювелиров, живописцев, скульпторов стали своего рода лабораториями, где проводились разнообразные технические эксперименты. Показательна в этом отношении сорокалетняя дружба знаменитого скульптора и архитектора Филиппе Брунеллески (1377—1446) с математиком, астрономом и медиком Паоло даль Поццо Тосканелли (1397—1482). По свидетельству Вазари, Тосканелли обучал Брунеллески математике. С другой стороны, «хотя Филиппе и не был человеком книжным, он, благодаря природному дару практического опыта (con il naturale della pratica esperienza), давал такие правильные объяснения, что нередко ставил того [т.е. Тосканелли] втупик». Брунеллески, практически разрешал сложные вопросы статики, гидравлики и баллистики. Венцом его технического гения была постройка знаменитого купола Флорентийского собора. И вместе с тем Брунеллески написал не дошедшие до нас трактаты по математике, механике, прикладной оптике. Вопросами теории не случайно занимался и младший современник Брунеллески — скульптор Лоренцо Гиберти (1378—1455), автор знаменитых «райских» дверей флорентийского баптистерия, начатых в 1424 г. и оконченных в год рождения Леонардо, т. e. в 1452 г. В сочинении, озаглавленном «Комментарии» и написанном к концу жизни, Гиберти привлек вопросы математики, оптики, анатомии для решения практических задач искусства — перспективного изображения предметов и пропорционирования человеческой фигуры. Дополняя собственными рассуждениями и наблюдениями книжные источники (в оптике — труды Алхазена, Витело и Пекама, в анатомии — Витрувия, Авиценны и др.), Гиберти основную цель видел в приближении к природе. «Я пытался подражать природе, насколько это было в моих силах», — писал он о своей работе над скульптурами «райских» дверей. Когда юный Леонардо поселился во Флоренции, уже не было в живых ни Брунеллески, ни Гиберти, но свежа была память о них. Перед глазами всех был купол собора Санта Мариа дель Фиоре, законченный совсем незадолго до того (в 1467 г. были сняты леса с фонаря, его венчающего). Это выдающееся произведение зодчества на столетия определило силуэт всего города. Традиции ремесленных мастерских (боттег) по-прежнему были живы, Мастером-экспериментатором был учитель Леонардо, Андреа Вероккьо, ваятель, живописец, музыкант и ювелир. В его мастерской разрабатывались теоретические вопросы перспективы, совершенствовалась техника масляной живописи, ввезенная в 1449 г. во Флоренцию нидерландским художником Р. ван дер Вейденом. Другой флорентийский художник, Антонио Поллайоло (1429—1498), мастерская которого находилась рядом с мастерской Вероккьо, производил рассечение трупов, чтобы изучить мускулы и суставы — ту область, которая была наименее изучена профессионалами-анатомами и в знании которой наиболее нуждались художники, стремившиеся правдиво изобразить человеческое тело. Прилежно изучал анатомию в те же годы флорентийский художник Беноццо Гоццоли (1420-ок. 1497). В общении с такими мастерами-экспериментаторами, наблюдателями, исследователями рос и развивался молодой Леонардо. В конце мая 1472 г. на вершине фонаря Санта Мариа дель Фиоре были установлены золотой шар и крест. Выполнение этой технической задачи было в 1468 г. поручено Вероккьо, и юный Леонардо был ближайшим свидетелем разработки проекта. В том же 1472 г. Леонардо кончил обучение у Вероккьо и был записан в цех флорентийских художников.
|
|