|
НАУЧHОЕ ВОСПИТАHИЕ ЛЕОHАРДО ДА ВИHЧИ. 19
Главная → Публикации → Полнотекстовые монографии → Ольшки Л. Леонардо да Винчи // История научной литературы на новых языках. М., Л., Гос. технико-теоретическое издательство, 1933. Том 2. → Научное воспитание Леонардо да Винчи. 19
Таким образом, в его рукописях встречаются в хаотическом беспорядке все космографические точки зрения, которые занимали умы ученых, начиная с XV в. вплоть до Галилея: геометрический миропорядок последователей Птоломея, механическая теория, которая вскоре получила научное подтверждение благодаря Копернику, и теория стихий, тянущаяся от Николая Кузанского через итальянскую натурфилософию эпохи Возрождения до Джордано Бруно. Но нет ни малейшего намека на то, что Леонардо отдавал себе отчет в перевороте, который внесло бы в физику и натурфилософию принятие того или другого из этих учений. Наоборот, тот факт, что все они формулируются им с одинаковой решительностью, достаточно показывает, что Леонардо относился равнодушно к их принципиальному значению. Зато мы видим, как он постоянно возвращается к рассмотрению какого-нибудь явления в себе и для себя, убежденный, что сцепление и связь отдельного факта с его непосредственными причинами приведет под конец к желанной окончательной достоверности и к познанию целого. Эта концепция Леонардо, легшая затем в основу исследований Галилея и Ньютона, находилась еще в его время в полном противоречии с господствовавшими тогда руководящими принципами естествознания. Она является действительной и личной особенностью Леонардо и обнаруживается одинаково в его исследованиях как в области экспериментальных наук, так и в области наук описательных. Она, как мы видели, выросла из руководимой научными принципами практики живописцев и техников. Однако, отсутствие методического сознания при испытании явлений и фактов природы, а также при критике господствующих взглядов, повлекло вскоре за собой крушение его начинаний, превратило его хорошо обоснованные планы в иллюзию, сделало из его художественной и технической деятельности, т. е. из видимости (Schein), источник познания и в итоге превратило его научные исследования в ряд личных переживаний. Поэтому мы не станем называть Леонардо „универсальным гением", а назовем его гениальным эклектиком и будем рассматривать его творчество, как самое непосредственное и очевидное выражение его личности и индивидуальных особенностей в этом смысле. Отсюда вытекает, что мы должны исследовать деятельность Леонардо не как некое целое, а рассматривать ее как сумму самостоятельных отдельных случаев, и значит, что мы должны говорить не о методе исследования Леонардо, а о его научном стиле. Наши исследования по критике стиля Леонардо подтвердят это и покажут нам особенности его научной деятельности в их истинном свете. Пока же мы имели возможность убедиться в том, что его сознательное самоограничение одними фактами было неудачной затеей, которая в лучшем случае дала бы нам наглядную картину многообразных, но случайных и разрозненных явлений природы, а не методически упорядоченное и упрощенное как в целом, так и в частностях отображение природы. Если сам Леонардо в фрагментарном состоянии своих рукописей видел только временное донаучное собрание материалов, то из всего вышесказанного следует невозможность использовать это собрание для научных целей. Отсутствие принципиальных точек зрения, противоречия и колебания в его взгляде на природу и науку, как в целом, так и в частностях заставляют нас считать состояние его литературного наследия окончательным, поскольку оно является непосредственнейшим выражением и необходимым следствием метода исследования Леонардо. Многочисленные, предпринимавшиеся до сих пор попытки расположить колоссальный материал его рукописей по различным наукам обречены на неудачу, ибо все они исходят из чуждой художнику точки зрения, которая была обусловлена позднейшим развитием отдельных наук, а не принадлежала самому Леонардо [На это было уже указано Б. Кроче в его вышецитированной статье]. Такие попытки представляют либо, как в случае „Trattato della Pittura", оригинальное сочетание прекрасных и полезных указаний, многосторонней учености, традиционных воззрений и случайных комбинаций, либо же произвольное, объяснимое лишь результатами позднейших исследований, элиминирование разнообразного материала в пользу какого-нибудь принципа систематизации, содержащегося или не содержащегося в рукописях Леонардо. Считая такого рода попытки насилием над текстом Леонардо, мы вынуждены рассматривать каждый леонардовский фрагмент как нечто замкнутое в себе, заранее устраняя всякую мысль о какой бы то ни было связи с какой-либо системой. Но при таком понимании деятельности Леонардо мы наталкиваемся на одну трудность, ибо при этом мы игнорируем тот факт, что Леонардо до конца своей жизни питал намерение систематизировать все эти фрагменты „по специальностям". Это следует из его определенного указания в первом листе рукописи Британского музея (Рихтер, т. I, § 4) и из различных заглавий, подзаголовков и указаний на намеченные работы, довольно часто встречающиеся в его рукописях [Перечислена у Solmi, Framfnenti, Prefazione.]. Мыслимо ли, чтобы Леонардо всю свою жизнь пребывал в иллюзии и рассчитывал создать из хаотического беспорядка своих фрагментов ряд полезных научных трудов, не задумываясь над вопросом о необходимости методического донаучного упорядочения отдельных исследований и не давая себе отчета в безнадежности своей все более расплывавшейся в ширину работы собирания материалов? Ответ на этот вопрос даст нам на основании вышесказанного возможность установить истинное значение этой работы собирания материалов и понять преследовавшуюся Леонардо цель. Действительно, мы видели, что фрагментарное состояние его литературного наследия является не чем-то случайным, а необходимым следствием самого характера его научной деятельности. Однако, чтобы ответить на заданный вопрос, мы должны исследовать одну особенную, до сих пор мало привлекавшую к себе внимание, но характерную сторону его деятельности, именно, филологическую. При этом мы, прежде всего, соберем и разберем относящиеся к этому факты, чтобы затем выяснить положение, занимаемое этой стороной деятельности Леонардо во всем его творчестве, и затем определим связь ее с остальной его научной деятельностью. Дальнейшие результаты получатся под конец сами собой и окажутся имеющими основоположное значение для понимания намерений Леонардо. Ничтожные на вид факты из его деятельности иногда более ценны для понимания его личности, чем наиболее широко известные и эффектные из его афоризмов.
|
|