|
НАУЧHОЕ ВОСПИТАHИЕ ЛЕОHАРДО ДА ВИHЧИ. 8
Главная → Публикации → Полнотекстовые монографии → Ольшки Л. Леонардо да Винчи // История научной литературы на новых языках. М., Л., Гос. технико-теоретическое издательство, 1933. Том 2. → Научное воспитание Леонардо да Винчи. 8
Все эти утверждения, которые Леонардо повторяет очень часто в различных выражениях и которые постоянно цитируются его биографами, так как они имеют основоположное значение для понимания его мировоззрения, представляют с нашей точки зрения непонимание задач философии и науки вообще, и свидетельствуют о том, что Леонардо не имел ясного представления об их сущности и значении. Однако результаты его исследований в механике, физике вообще, и в описательных науках не всегда соответствуют этим утверждениям. Но противоречие это скорее кажущееся, чем реальное. Исследователи Леонардо не поняли этого потому, что они сравнивали его принципы с результатами его научной деятельности, а не с методом этой деятельности. Действительно, Леонардо, в полном соответствии со своими воззрениями, не признает возможности никакого другого изучения природы, кроме как глазом, и никакого другого способа доказательства, кроме математического, на которое, впрочем, как мы увидим, он имел свои особенные взгляды. Так он усвоил себе принцип, которому следовали уже в течение десятилетий наблюдавшие природу и занимавшиеся математикой живописцы. Этот доведенный до крайности натуралистический эмпиризм раскрывает перед ним целый мир неисследованных фактов; в соединении же с математическим рационализмом он приводит его к непримиримому конфликту с абстрактным миром схоластики и с миром идей современных ему неоплатоников. Леонардо чувствует свою изолированность и стремится добиться самостоятельности исследования тем, что с самого начала он старается собрать возможно большее количество непосредственно наблюдаемых явлений и проверить результаты прежних исследований в свете собственного опыта. При этом согласно своей программе, он ограничивается внешним восприятием и, прежде всего, восприятием своего глаза. Перед духом Леонардо всю его жизнь простирался мир явлений и мир книг. Его научная деятельность заключалась в том, чтобы при помощи свободного наблюдения изолированных предметов и явлений природы, доставлявшихся ему случаем, устанавливать факты, а путем критического изучения научной литературы ознакомиться с объяснениями этих фактов, чтобы их принять или отвергнуть. Поэтому мы видим, что в течение всей своей жизни он старается „все отметить" [Cod. Atlantico, fol. 75 v], по его собственному выражению, и все прочесть, как показывает нам перечисление его ученых источников [Нижеследующие труды может считать основными в вопросе об исследовании источников Леонардо: Sоlmi, Studt sulla filosofia naturale di L.d.V.; его же Nuovi studi sulla filosof. natur. di L.d.V. (оба эти труда ценны только в качестве собрания материалов; в остальных же отношениях они носят несерьезный и дилетантский характер); Solmi, Le fonti del Martoscritti di L.d.V., Giornale Storico, delta Letteratura italiana, Supplemente № 10—11 (трудолюбивое и в общем надежное собрание в алфавитном порядке источников); в заключение Р. Duhem. Etudes sur L. d. V, а для механических наук в особенности Les Origines do la Statiquee, Pans 1905, 2 тома. Относительно сочинений Дюгема и Леонардо см. Ern´st Mach, Die Mechanik in ihrer Entwicklunsr, 7 Aufi, Leipzig 1912, стр. 75 и след.]. Внешним результатом этой усердной и неутомимой деятельности являются знаменитые рукописи и написанные его рукой листки, которые рассеяны по библиотекам всей Европы и которые позволяют, несмотря на все пробелы, установить непротиворечивым образом его отношение к природе и науке. Уже внешняя форма их открывает нам один важный факт; она обнаруживает перед нами неизменность вышеназванной установки его и, как мы увидим, его метода исследования. Это — мировоззрение человека, не знающего никакого другого способа познания, кроме „видения" (saper vedere), и никакой иной науки, кроме математики, — но математики, понимаемой не как образец строгой логической необходимости и как пропедевтики умственной деятельности, а исключительно как искусства вычисления, доставляющего максимальную гарантию точности. Всякого рода силлогистическое доказательство является в его глазах какой-то сомнительной болтовней (parlar dubbioso) [Cod. Trivulziano, fol. 12 r.]. Если таковы высказанные им принципы, то все его научное творчество является непрерывным подтверждением их. Мы теперь рассмотрим самые характерные особенности его исследовательской деятельности и обратим внимание на мотивы и результаты ее.
|
|