|
НАУЧHОЕ ВОСПИТАHИЕ ЛЕОHАРДО ДА ВИHЧИ. 1
Главная → Публикации → Полнотекстовые монографии → Ольшки Л. Леонардо да Винчи // История научной литературы на новых языках. М., Л., Гос. технико-теоретическое издательство, 1933. Том 2. → Научное воспитание Леонардо да Винчи. 1
Воспитание Леонардо в молодости ничем не отличалось от воспитания, которое получали тогда в Тоскане все мальчики из хороших буржуазных семейств. Он научился читать, писать, считать и, так как отец его был нотариусом, познакомился, может быть, немного с латынью. Что придало его духу особенное направление и оформление, так это духовная и практическая жизнь его родного города — Флоренции. Уже здесь в пору его детства имелось все типически и специфически леонардовское, хотя еще и не объединенное в одной единственной личности. Юноша со своим рано созревшим художественным дарованием рос, втягиваясь одновременно и в мечтательную атмосферу мистиков и эстетов и в энергическую, жизнерадостную, подхлестываемую обостренным чувством действительности деятельность художников и техников. Раскрывавшийся перед ним мир был полон труда и проблем. Новое поколение художников, к которому принадлежали Микель Анджело и Леонардо, готово было работать еще совершенно в духе предыдущего поколения. Первые штрихи, набросанные Леонардо на листке бумаги, открыли перед ним мирок мастерской, где дело и созерцание, видение и действительность были нераздельны. Но и там уже вскоре почувствовалось влияние того переворота, который за несколько лет изменил всю духовную жизнь города. Эти перемены отразились и на духовном облике Леонардо, и его деятельность как художника и научного исследователя носит на себе следы их как в целом, так и в частностях. Литературное наследие Леонардо доказывает, что он был призван осуществить устремления своих предшественников в области прикладных наук и завершить их дело. Всю свою жизнь он думал об этом. Если же это начинание потерпело неудачу, то, прежде всего, потому, что атмосфера его родного города не была уже более благоприятна для научного исследования. В те годы, когда власть Монтефельтро утверждалась путем солдатских грубых методов в суровых средневековых формах, придав урбинскому двору его особый отпечаток, власть Медичи, это наследие старого Козимы, значительно выросла благодаря дипломатическому искусству и бессовестной политике Лоренцо. В первой половине XV в. дом Медичи достиг уже высшей степени влияния и могущества, совместимых с демократической конституцией города. Все то, что старый Козимо сделал для искусства, возникло на почве частной инициативы. Вместе с ростом авторитета дома Медичи распались на протяжении одного десятилетия строгая политическая дисциплина и единство демократической Флоренции, а параллельно с этим духовная жизнь ее пошла по двум различным путям, соответствовавшим также определенным политическим течениям. Мы уже указали на тот факт, что кружок Брунеллески, представлявший в первом десятилетии XV в. самое непосредственное и подлинное выражение духовной жизни Флоренции, состоял из элементов демократического происхождения. Здоровый реализм членов этого кружка побудил их к непосредственному наблюдению жизни и природы и натолкнул их мысль на изучение скорее эмпирической действительности, чем книжной науки, заставляя их заниматься больше личным творчеством, чем толкованием книг; он сделал возможным осуществление стремления найти достойное деятельного человека сочетание сверхчувственного с чувственным, соединить традицию с современностью, оплодотворить науку практикой и приспособить ее к требованиям действительности. После распадения этого кружка, вместе с ростом могущества Медичи, вокруг Козимы и находившейся под его покровительством платоновской академии образовался духовный центр, который, будучи первоначально проникнут только подлинным энтузиазмом к античной жизни и мышлению, постепенно принял аристократический характер и стал господствовать над всей духовной жизнью города. Для своих покровителей — Козимы и Лоренцо — эта академия служила основой, с которой они могли распространить свою власть также и над идеальными стремлениями родного города.
|
|