Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


ПРИМЕР РАССУЖДЕHИЙ


Главная  →  Интерактив  →  Уроки с Леонардо да Винчи.  →  Урок 1. Движение тел, брошенных под углом к горизонту  →  Пример рассуждений

 Высказывания Леонардо да Винчи по этой проблеме находятся в статье 152.А.4R.

Если принимать во внимание только первую часть утверждения, то путь брошенного тела мыслится в виде симметричной параболы (рис.1_1).

 

Но Леонардо да Винчи не был только теоретиком и всегда в первую очередь пытливо наблюдал природу.

Отсюда во второй части утверждения, явно противореча с её первой частью, находится фраза: «стрела вонзится по отвесу», т. е., перпендикулярно к земле. В сохранившихся рисунках Леонардо парабола движения обычно нарисована не так, как это следует из первой части утверждения, а так, как это принято сейчас. Она имеет вид, показанный на рисунке 1_2.

 В ряде своих утверждений (возможно, более поздних) Леонардо упоминает также о необходимости учёта в этом случае трения о воздух, но необходимых изменений в своих теоретических обобщениях по этому вопросу не делает. Груз аристотелевской механики мешает ему обобщить смелые по тому времени наблюдения природных процессов.

Однако значение этих робких попыток ревизии взглядов, твердо державшихся в течение почти полутора тысячелетий, можно оценить в должной степени, лишь учтя, что современная теория движения тел, выброшенных под углом к горизонту (В применении к полёту снарядов эта теория носит теперь название «внешней баллистики»), начала развиваться лишь в XVI в. в трудах Н. Тартальи, т. е. почти через сто лет после того, как Леонардо занимался разработкой этих вопросов.

Отдельно стоит вопрос о том, вкладывал ли Леонардо да Винчи в понятия «насильственного» или «естественного» движения что-либо связывающее их с тем, что мы сейчас называем инерцией движения, или он слепо следовал в этом вопросе Аристотелю. Слепо следовать за авторитетами - не в характере Леонардо. Рассмотрим одно из высказываний по этому вопросу самого Леонардо. Он утверждает: «Всякое движение стремится к своему сохранению, или же всякое движущееся тело движется постоянно, пока в нём сохраняется сила его двигателя».

Разбирая это утверждение, М. А. Гуковский правильно указывает, что если бы не было конца фразы, это могло быть доказательством, что понятие закона инерции было свойственно физике Леонардо. Однако, указывая на конец фразы: «пока в нём сохраняется сила его двигателя», Гуковский приходит к выводу, что первая часть утверждения Леонардо является «случайным, чисто словесным совпадением» с формулировкой закона инерции.

Это слишком категорично. Термины, которыми пользовался Леонардо да Винчи, в отдельных случаях им самим изобретаемые, не носили чёткости, привычной современной физики. Некоторые из них без оговорок и пояснений вообще трудно перевести. Поэтому иногда смысл утверждений Леонардо заключается в поисках того, что он хотел сказать. И если сопоставить всё сохранившееся у Леонардо по этому вопросу, то всё же надо признать, что Леонардо уходит от аристотелевских взглядов в направлении ньютоновской механики, хотя основные положения последней он скорее предчувствует, чем понимает.

Выводы:

В первой части утверждения Леонардо да Винчи не учитывал влияния трения тела о воздух и из-за этого пришёл к неверному утверждению о симметрии обеих ветвей параболы движения тела Умение видеть то, что реально происходит в природе, заставило его во второй части своего утверждения выступить против себя же.

Леонардо понимал, что движение тела возможно не только «насильственным путём», но и «естественным». Это было бы очень большим шагом вперёд в период господства аристотелевских взглядов по пути к ньютоновской механике, если бы в этих понятиях были скрыты первичные представления об инерции. Однако этого на основании записей, связанных с данным вопросом, категорически сказать нельзя. Но бесспорно, что в этом вопросе Леонардо отошёл от аристотелевских взглядов и существенно приблизился к пониманию законов инерции.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ