ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Главная → Публикации → Полнотекстовые монографии → Жданов Д.А. Леонардо да Винчи - анатом.М.-Л. Изд-во: М. Л., Изд. медицинской литературы. 1955. → Часть пятая
И все же в сложности строения тела человека Леонардо да Винчи старался разобраться, исходя из законов механики. Живое тело человека было для него не только „удивительной вещью" (cosa maravigliosa), но, главным образом, удивительным механизмом, который он разбирал на части и вновь соединял силой разума ученого и образного видения живописца. Новаторство Леонардо да Винчи как анатома заключается и в том, что его анатомические рисунки настолько выше рисунков его предшественников и современников, что до сих пор сохраняют научное значение. Как иллюстратор анатомии Леонардо намного опередил свое время потому, что он соединял в себе художника и анатома. Он считал, что без рисунка нет анатомической науки, словами не представишь форму и строение органа так, как рисунком. "Ты, который хочешь словами изобразить фигуру человека, со всеми ее сочленениями, отбрось от себя эту надежду, потому что чем детальнее ты будешь описывать словами, тем более ты будешь сбивать с толку воображение читателя и удалять его от познания описываемого предмета. Вот почему необходимо рисовать и писать". Анатомические рисунки Леонардо — наиболее важная часть его научного наследства, так как сопровождающие их тексты заметок и описаний нередко осложнены наследием средневековых предрассудков и несовершенством арабистской и схоластической терминологии. Нельзя не согласиться с автором тщательного разбора анатомических иллюстраций великого итальянца — Р. Геррлингером (1953), что, появись атлас рисунков Леонардо да Винчи в середине XIX века, он был бы еще воспринят как труд, революционизирующий традиции анатомической иллюстрации. Леонардо применил в своих анатомических рисунках такие приемы изображения формы, топографии и строения частей тела и органов, которые на четыре или даже на пять веков опередили анатомическую науку его времени. Даже в наше время они воспринимаются как новаторские. В одном рисунке он совмещал изображение внешней формы, пластической анатомии нижней конечности и ее поперечных разрезов, т. е. внутреннего строения этой части тела. Такой прием композиции анатомического рисунка первым среди анатомов нового времени в 1852 г. применил в знаменитом труде „Anatome topographica sectionibus per corpus humanum congelatum" наш великий соотечественник Н. И. Пирогов. На том же 20-м листе V тома Quaderni Леонардо последовательно располагает друг над другом в строгом соответствии с формой ноги отделенные поперечными разрезами и как бы раздвинутые ее фрагменты, врисовывая в эти поперечные разрезы схемы топографических соотношений костей и мускулов. Тем самым в плоскостном изображении создается целостное представление о внешней пластике ноги и о неодинаковом в различных ее частях внутреннем строении. Рис 25. Поперечные разрезы ноги. QV, 20.
Рис 26. Распил запястья и пальца, совмещенный с внешней формой кисти. Из атласа. Н.И. Пирогова.
Рис 27. Фасциальные вместилища по А.В. Вишневскому.
Рис 28. Схема проводящих путей (Браус).
На листе 20-м Quad. V рядом с рисунками поперечных разрезов нижней конечности представлена схема ноги, на которой показаны уровни поперечных разрезов. Так это делается и в наше время, например, для уяснения топографии ядер серого и пучков белого вещества стволовой части головного мозга (см. Раубер Копш. Учебник и атлас анатомии, т. III). Леонардо использовал одновременное изображение разреза органа и его поверхности и для того, чтобы представить тонкое строение органа, например плодных оболочек на листе 8-м recto Quad. III. В наше время этот прием применяется нередко после опубликования Г. Браусом во II томе „Анатомии человека" рисунка комбинации рельефа слизистой оболочки и картины гистологического среза языка. Аналогично составлен рис. 1351 в V томе „Атласа анатомии человека" В. П. Воробьева (1942), совмещающий изображение рельефа поверхности и тонкого строения продолговатого мозга. Леонардо да Винчи принадлежит изобретение приема изображения ветвления артерий вокруг скелета конечности, которая дана легким контуром и представлена как бы прозрачной. Этот прием широко используется в современных атласах и учебниках. Примером может служить воспроизведение схемы артерий руки на рис. 1070 т. IV „Атласа анатомии человека" В. П. Воробьева (1940), или рис. 58 артерий и нервов стопы во II томе учебника В. Н. Тонкова (1953). И в ряде других листов (напр. 11-й recto, 22-й verso, 34-й verso Anat. В.) Леонардо да Винчи представляет орган прозрачным, намечая лишь его контур, чтобы показать строение тех частей тела, которые находятся за этим органом и скрыты от глаза зрителя. Он рисует внутренности шеи, грудной и брюшной полости, видимыми сквозь прозрачную переднюю (лист 12-й recto Quad. I) или даже заднюю (лист 15-й recto Quad. IV) стенку туловища. При этом Леонардо смело комбинирует свой прием „графического просветления" органа или части тела с тщательным изображением рельефа поверхности соседнего органа или части тела (см. лист 3-й verso Quad. V). В представленной прозрачной части тела, например, стенке живота, он выделяет отдельные детали — пупок, круглую связку печени и латеральные пузырно-пупочные связки и изображает их в топографических соотношениях с внутренностями (лист 22-й verso Anat. В.). Леонардо да Винчи блестяще разрешил трудную задачу композиционно объединить в анатомическом рисунке изображение внешнего рельефа, многопланного внутреннего строения и топографии сложных частей тела и органов. Особенно удавалось ему это в рисунках черепа. Так, с целью показать топографию найденной им верхнечелюстной пазухи он не только рисует рядом череп в латеральной норме, нанося на него контур спила костей, открывающего пазуху, и картину после удаления спиленной части черепа (лист 40-й verso Anat. В.), но и совмещает в одном рисунке фронтальной нормы черепа рельеф левой половины лицевого черепа и картину частичного фронтального распила правой половины лицевого черепа, что позволяет видеть верхнечелюстную пазуху, лобную пазуху и носовую полость (лист 41-й verso Anat. В.). На этом листе даны также сагиттальные распилы всего черепа и отдельно только мозгового черепа. Эти рисунки свидетельствуют о понимании Леонардо да Винчи двусторонней симметрии черепа. На ряде рисунков Леонардо показывает глубокие органы после удаления покрывающего их органа, но изображает контур этого удаленного органа (сердца — на листе 11-м recto Anat. В.; желудка — на листе 34-м verso Anat. В.; малой грудной мышцы — на листе 16-м verso Anat. В.). Этот прием в наше время использовал Г. Браус (рис. 129, т. I, 2-е изд., 1929) и многие другие авторы. Известно, что направление тяги, которую развивает мышца при своем сокращении, определяется линией, соединяющей центры начала и прикрепления мышцы. Леонардо да Винчи, очевидно, понимал это и изобрел важный для анализа действия мышц способ упрощенного их изображения, основанного на замене мышц шнурами или проволоками. На рис. 34 воспроизведены составленные по этому принципу рисунки мышц ноги (лист 4-й recto Quad. V), а на рис. 49 — мышц спины и выйной области, которые удерживают шейную часть позвоночника, как ванты держат мачту корабля или мачту радиоантенны (Quad. II, 5 verso). Во всех современных атласах принят этот метод схематического изображения мышц линиями, соединяющими их начало и прикрепление. Германн Браус, по свидетельству Эльце, признавал, что он заимствовал идею такой конструкции рисунка у Леонардо да Винчи (цит. по Геррлингеру, 1953). Аналогичные схемы в настоящее время широко распространены и в советской анатомической литературе; см., например, рис. № 257, 259, 262 в I томе „Атласа анатомии человека" Р. Д. Синельникова (1952). М. Ф. Иваницкий использовал их (см. рис. 145, 146, 219 в „Анатомии человека", 1940) для институтов физической культуры. Изображая кости скелета, Леонардо обращал большое внимание на соединения их в целом скелете и рисовал их хотя и отдельными друг от друга, но расположенными так, как они относятся друг к другу в цельном скелете. Так составил он, например, рисунок верхних шейных позвонков на листе 8-м verso Anat. А. Чтобы показать иннервацию верхней конечности, Леонардо рисует рядом на одном листе (лист 23-й verso Anat. В.) ветвление нервов плечевого сплетения в контуре руки и схему ветвления некоторых нервов, доводя их до схематически представленных отдельных мышц. Такой новый принцип схематического изображения иннервации применяется и в наше время. И в других отделах анатомии, например, при изображении мышц, Леонардо стремился создать схему главного в строении органа, части тела или анатомического механизма, отбрасывая второстепенные детали. Такова схема действия мышц живота на листе 19-м recto Quad. V. Леонардо проявил себя как новатор не только в создании метода, но и в технике анатомического исследования. Вскрывая трупы, он пользовался ножом, пилой и долотом, мацерировал трупы для изучения костей. Леонардо первым применил метод инъекции воском для изучения желудочков мозга. „Сделай две отдушины в отростках больших желудочков и впусти растопленный воск, сделав отверстие в мемории, и через его отверстие наполни три желудочка мозга; и когда воск застынет, раскрой мозг и увидишь точную форму трех желудочков. Но сначала вставь тонкие трубки в отдушины так, чтобы воздух из желудочков мог выйти вон, уступая место впускаемому воску". Он понимал значение послойной препаровки. Рис 29. Cхема уровней разрезов мозга (Раубер-Копш, том 3, рис. 131, 1950). Рис 30. Рельев и срез продолговатого мозга (Воробьев, том V, рис. 1351, 1942). Рис 31. Ветвление артерий вокруг кости. QV, 3 verso. Рис 32. Ветвление артерий и нервов тыла стопы. Рис. 58 из тома учебнника анатомии человека В.И. Тонкова (1953).
Рис 33. Изображение положения внутренностей. Передняя стенка живота представлена как бы прозрачной, но изображены средняя и боковые пузырнопупочные связки.
Рис 34. Изображение направлений тяги мышц, замененных веревками или проволокой. QV, 4 recto.
Рис 35. Схема мест начала прикрепления глубоких мыщц спины (Синельников, т. 1, рис. 262, 1952). Рис 36. Шейные позвоники. AnA, 8 verso. Рис 37. Схема действия мыщц живота. QV, 19 recto,
„Если разрежешь луковицу посредине, сможешь увидеть, сосчитать все круговые слои и оболочки, покрывающие центр луковицы. Так же точно, если хочешь рассечь человеческую голову, сначала разрежь волосы, затем кожу, затем мускулистое мясо и надчерепную оболочку и мозг, засим опять твердую и мягкую оболочку и дивное сплетение, и основание, и кость". Для изучения строения глаза он разрезал его после заделки в сваренный яичный белок. Этот прием как бы предшествует современным методам получения срезов органов, заделанных в целлоидин, парафин или пластические массы. Еще одним предвосхищением современной анатомической техники явилось использование Леонардо поперечных распилов для изучения анатомии конечностей. Этот метод, особенно после классических работ Н. И. Пирогова, в настоящее время стал одним из главных методов топографической анатомии. Одним из первых он применил ряд экспериментальных приемов для изучения функции сердца. Так, он вводил длинный металлический стержень сквозь переднюю стенку груди в сердце живой свиньи и наблюдал сердцебиение по колебаниям стержня. Значительно позднее этот прием был положен физиологами в основу кардиографа. Леонардо сообщает об опытах на обезглавленных лягушках, об эффекте прокалывания и разрушения спинного мозга у этих животных. Что же нового внес Леонардо да Винчи, пользуясь новым методом и новой техникой исследований, в содержание анатомической науки? Исключительно много новых данных, основанных на точном наблюдении и замечательных зарисовках, внес Леонардо да Винчи в описательную анатомию костей скелета. До него, как и в его время, изображения скелета были крайне условны и грубы. Леонардо первый правильно и удивительно точно нарисовал формы и пропорции всех частей скелета человека. Правда, почему-то не сохранились его рисунки всего цельного скелета. Впервые, наперекор традиции, он установил, что крестец состоит из пяти, а не из трех позвонков, он первый правильно представил изгибы позвоночного столба, наклон крестца, наклон и изгибы ребер, столь важные для понимания механизма дыхания, наклонение таза; он определил косое по отношению к вертикали положение бедренной кости в бедре живого человека, одним словом все те особенности скелета человека, которые связаны с прямохождением.
|