Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Жданов Д.А. Леонардо да Винчи - анатом.М.-Л. Изд-во: М. Л., Изд. медицинской литературы. 1955.  →  Часть первая

Лувр. Париж.

Леонардо да Винчи — великий итальянский художник и ученый. Он жил на рубеже средневековья и нового времени, в эпоху Возрождения, которая всегда привлекала и привлекает к себе внимание лучших умов человечества. И. П. Павлов писал о ней: „Прорвавшейся страстью дышит период, недаром названный эпохой Возрождения, период начала свободного художества и свободной исследовательской мысли в новейшей истории человечества. Приобщение к этой страсти всегда останется могучим толчком для теперешней художественной и исследовательской работы. Вот почему художественные и научные произведения этого периода должны быть постоянно перед глазами теперешних поколений". Это была эпоха, полная противоречий, когда в городах Италии, первой из стран Западной Европы вышедшей на новые пути экономического и политического развития, ремесленное производство сменялось новым способом производства — мануфактурой, что означало появление зачатков капиталистического способа производства. Особенно бурно развивалась мануфактура в XIV и XV веках в родном городе Леонардо да Винчи — Флоренции — городе шерстяного и шелкоткацкого производства и крупном банковском центре Италии. Феодальный строй жизни трещал по всем швам. Освобождение крестьянства от крепостной зависимости и рост мануфактур увеличили ряды горожан — ремесленников и рабочих — прогрессивной силы, создавшей прекрасную, богатую культуру эпохи Возрождения. Горожане, особенно в Северной Италии, успешно боролись против феодальных привилегий и даже устанавливали самоуправление в „коммунах" своих городов.

Эти опрокинувшие гнет феодализма новые могучие силы уже в XIV веке повели борьбу с „жирным народом" — буржуазной верхушкой, которая стремилась к подавлению всех прав городских низов, усилению эксплуатации их. В 1378 г. во Флоренции вспыхнуло восстание наемных рабочих суконной промышленности — "чомпи".

Буржуазная верхушка городов, испуганная народным движением, неуверенная в своих позициях, отбросила в XV веке все демократические завоевания народа и пошла на объединение с феодальной реакцией, на создание тиранических правлений богатых аристократических семейств (Медичи — во Флоренции) или кондотьеров (герцоги Сфорца — в Милане). Реакционная политика папства, препятствовавшая экономическому и политическому объединению Италии, нашествия иноземных войск, перемещение центров европейской торговли после великих географических открытий на берега Атлантического океана привели в конце XV века к упадку итальянских городов, замиранию промышленности и торговли, усилению феодальной реакции.

В процессе возникновения новых общественных отношений рождалась новая идеология, отрицавшая средневековую церковно-аскетическую идеологию феодализма.

Прогрессивные силы итальянского общества поставили в центр своего внимания человека и реальный мир, утверждали неограниченную мощь человеческого разума. Новое мировоззрение проникало во все области культуры и науки, воодушевляло творческую деятельность пытливых ученых и смелых изобретателей, гениальных художников и талантливых писателей.

Изобразительное искусство — одна из ведущих областей культуры Возрождения — переживает период подлинного расцвета. Художники, скульпторы, архитекторы обращают свои мысли и взоры на окружающую действительность, прославляют красоту, совершенство и мудрость реального человека, познают разнообразие и очарование природы.

Интерес к реальному миру требовал от мастеров искусства Возрождения новых изобразительных средств выражения, основанных на глубоких научных знаниях. Крепкая творческая связь с наукой, разработка ее важнейших проблем являются одной из отличительных черт искусства этого периода.

Трудно охарактеризовать породившую гений Леонардо мощную эпоху Возрождения лучше, чем сделал это Ф. Энгельс в „Диалектике природы".

„Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества".

Характеризуя Леонардо да Винчи, Энгельс писал: „Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики" (Диалектика природы, стр. 4).


рис. 1. Тайная вечеря. 1495-1497 гг. Трапезная Санта Мария делле Грацио. Милан.


рис. 2. Ангелы из "Крещения. Верроккио. 1470-е годы. Академия художеств. Флоренция.

Действительно, современников и потомков поражала и поражает универсальность творчества Леонардо, гениального художника — живописца, скульптора и архитектора, талантливого инженера — строителя, механика и изобретателя и великого ученого.

Разносторонность творчества была характерна для многих художников эпохи Возрождения. Итальянское искусство эпохи Возрождения через учение о линейной и воздушной перспективе и через оптику, теорию света и теней, теорию цвета, через учение о пропорциях, через учение о массе и тяжести сближалось с наукой (А. Дживелегов, 1935). Живописец Джотто в конце XIII — начале XIV века был одновременно скульптором и архитектором. В начале XV века Филиппе Брунеллески (1377—1446) был не только архитектором, но и скульптором, и математиком. Гениальный Микельанджело в конце XV — начале XVI века был скульптором, архитектором и живописцем. Но всем им далеко до многогранности творчества Леонардо да Винчи.

Несомненно, что универсальность творчества великого флорентийца объясняется неразрывной связью его художественного и научного творчества, с требованиями реальной действительности. Недаром не только принадлежащие его гениальной кисти портреты, но и картины на легендарные религиозные сюжеты проникнуты благородными идеями прославления красоты тела, богатства чувств человека и величия его разума.

Леонардо пришел к науке от практики искусства, быть может, даже от техники живописи и скульптуры, и на протяжении всего длинного и тернистого творческого пути искусство и наука в его жизни и в мастерстве живописца и скульптора были неразрывно связаны.

Леонардо да Винчи чувствовал взаимосвязь искусства и науки как методов познания действительности, и в его творчестве искусство и наука стали неделимы. Эту особенность гения Леонардо да Винчи высоко ценил наш великий соотечественник Иван Петрович Павлов. Известны его высказывания о Леонардо да Винчи (см. "Павловские среды", т. 1, 1949).

По И.П. Павлову, "Человек прежде всего воспринимает действительность через первую сигнальную систему, затем он становится хозяином действительности — через вторую сигнальную систему (слово, речь, мышление). Высшая нервная деятельность нормального среднего человека представляет собой работу двух систем" (Среда 2 ноября 1932 г., стр. 239).

По мнению великого физиолога, „Лишь немногие — Леонардо да Винчи, Гете — были в состоянии распространить свою гигантскую работу гармонично на обе системы. У большинства же вся сила сосредоточивается на какой-либо одной системе — великие художники, великие ученые" (Среда 2 ноября 1932 г., стр. 239).

Искусство в понимании Леонардо не просто отражает, а познает природу. Самым совершенным инструментом познания природы является живопись. В "Трактате о живописи" Леонардо да Винчи писал: "Если ты будешь презирать живопись, единственную подражательницу всем видимым творениям природы, то наверное ты будешь презирать тонкое изобретение, которое с философским и тонким размышлением рассматривает все качества форм: моря, местности, деревья, животных, травы и цветы, — все то, что окружено тенью и светом. И поистине, живопись — наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой; но, чтобы выразиться правильнее, мы скажем: внучка природы, так как все видимые вещи были порождены природой и от этих вещей родилась живопись. Поэтому мы справедливо будем называть ее внучкой природы и родственницей бога".

Художник не должен ограничивать свое творчество, не имеет права останавливаться на повторении избранных предметов и тем.

„Можно с очевидностью сказать, что некоторые ошибаются, называя хорошим мастером того живописца, который хорошо делает только голову и фигуру. Конечно, невелико дело, изучая одну только вещь в течение всей своей жизни, достигнуть в этом некоторого совершенства. Но так как мы знаем, что живопись обнимает и заключает в себе все вещи, произведенные природой и созданные случайной деятельностью людей, и, наконец, все то, что может быть понято при помощи глаз, то мне кажется жалким мастером тот, кто только одну фигуру делает хорошо. Или ты не видишь, сколько и каких движений производится людьми? Разве ты не видишь, сколько существует различных животных, а также деревьев, трав, цветов, какое разнообразие местностей гористых и равнинных, источников, рек, городов, зданий общественных и частных, орудий, приспособленных для человеческого употребления, различных одежд, украшений и ремесел? Все эти вещи достойны того, чтобы быть в равной мере хорошо исполненными и как следует примененными тем, кого ты хочешь называть хорошим живописцем". И далее: „Тот не будет универсальным, кто не любит одинаково всех вещей, содержащихся в живописи".

Леонардо подходил к самому себе и к своему мастерству с высокой требовательностью, выражаясь современным языком, — самокритично. "Тот живописец, который не сомневается, немногого и достигает. Когда произведение превосходит мысль творца, то такой художник немногого достигает, а когда мысль превосходит произведение, то это произведение никогда не перестает совершенствоваться, если только скупость не помешает этому". Поэтому заниматься искусством значило для Леонардо да Винчи научно наблюдать природу, производить эксперименты, направленные на усовершенствование своей работы художника. Он чувствовал и понимал, что любой этап художественного творчества может потребовать подкрепления и обоснования методом научного познания природы и человека. Разнообразие задач, которые искусство выдвигало перед Леонардо как живописцем и скульптором, заставило великого художника стать и разносторонним ученым.

В центре художественного творчества Леонардо да Винчи, как и других гигантов „высокого Возрождения", — Рафаэля и Микельанджело, стоит человек. Недаром главное произведение Леонардо — знаменитая миланская фреска "Тайная вечеря" — потрясает силой выражения и правдивостью содержания потому, что каждый из персонажей этой драматической сцены сурового v непримиримого осуждения апостолами предательства Иуды действует в разнообразных лицах, типических позах атлетических фигур и в ярких жестах, как живая и своеобразная человеческая индивидуальность. Здесь действуют „типичные характеры в типичных обстоятельствах", как говорил Энгельс об основном признаке реализма (Маркс и Энгельс. Соч., т. XXVIII стр. 27). Леонардо да Винчи и был одним из величайших деятелен реалистического искусства.


рис. 3. Битва десятых обнаженных гладиаторов. Гравюра Паллайуоло.


рис. 4. Портрет Джиневры де Винчи. 1474 г. Галерея Лихтенштейна. Вена.

Естественно, что важнейшим условием реального и жизненного воспроизведения человека в живописи для Леонардо, как и для его непосредственных предшественников — флорентийских художников и скульпторов XV века, и его великих современников и учеников, стало анатомическое знание. Недаром еще соотечественник Леонардо, выдающийся скульптор Лоренцо Гиберти (1381—1455), автор прославленных бронзовых рельефов на дверях баптистерия, в „Комментариях" говорил, что художнику не надо быть врачом, но он должен хорошо изучить анатомию и „точно знать каждую кость человеческого тела и все мышцы, сухожилия и связки, в которых может встретиться надобность при лепке".





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ