Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


ГЛАВА ОДИHHАДЦАТАЯ. НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ. 4.


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Волынский А.Л. Жизнь Леонардо да Винчи. - СПб, 1900г.  →  Глава одиннадцатая. Новые материалы. 4.

Для понимания и изучения Леонардо да Винчи важнейшим этапным пунктом всегда будет Милан. Тут и тот воздух, в котором расцвел его умственно-духовный гений, тут и произведения его многочисленных учеников и подражателей, тут и грандиозные руины, сохранившиеся от политической истории того времени. Во главе этих руин стоит Castello di Milano, огромная крепость, превращенная за последние годы в музей. В одной из комнат второго этажа Castello мы находим целый ряд портретных шедевров, которые изображают предшественников Людовико Моро, его самого и его жену Беатриче д´Эсте. В соседней комнате имеются произведения некоторых учеников Леонардо да Винчи и два портрета будто бы того же Людовико Моро и Беатриче д´Эсте, сделанных яркими, резкими чертами на темном фоне. Каталог этой интересной, хотя и маленькой галереи, по-видимому, еще не разработан, но местный кустод называет автором этих двух портретов Леонардо да Винчи - одна из тех смелых экспертиз, которые создали столько винчианских апокрифов. Но истинной достопримечательностью Castello di Milano является один зал первого этажа, под названием «Sala delle Asse». Потолок этого зала, освобожденный от штукатурки археологической работой последних лет, явил миру неизвестное до сих пор произведение самого Леонардо да Винчи. Это настоящее чудо чудес, которое могло выйти только из-под его волшебной кисти. С карнизов четырех стен поднимаются стволы деревьев, ветви которых образуют одно фантастическое сплетение на потолке. Густая листва их представляет как бы один шатер с мягкими просветами в небо. Сплетения ветвей изображены, подчеркивает Лука Бельтрами - эта живая душа всех реставраций, производимых в Castello Sforzesco, как называет его Франческо Малагуцци, - с точнейшим соблюдением законов ботаники. Но, как бы не довольствуясь воспроизведением живой природы, Леонардо да Винчи перевил ветви и листву деревьев фантастическим сплетением веревок, которые изгибаются, как змеи, образуя бесчисленные хитроумные петли и узлы. Известный рисунок из «Атлантического Кодекса», внутри которого написано Academia Leonard! Vinci, является только элементом этого дивного плафона в Castello di Milano. Химерический гений Леонардо да Винчи здесь налицо: здесь и тончайшее знание Природы в ее всеедином разнообразии, и затеи могущественного, мудрствующего ума, который как бы спорит с природою, создавая фантастические сочетания вещей. Сеть веревок, перевивающих листву, образует собою невероятно сложный, но строгий геометрический рисунок. Все выписано с необычайною отчетливостью, и все живет на этом плафоне. Потускневшие и облупившиеся краски воскресли теперь под кистью молодого, талантливого реставратора, Эрнесто Руска, который угадал винчианские тона, постиг и проследил весь замысел гениального художника.

Бельтрами посвятил этому залу целую брошюру, изданную с чрезвычайною роскошью. Он обследовал предмет со всех сторон на Основании архивных документов, восстановил содержание надписей, сделанных в щитообразных рамках на плафоне, и набросал картину исторических обстоятельств того времени. Следующие данные подтверждают, что этот потолок, этот «поэтический сон превзойденного художника», написан самим Леонардо да Винчи. В государственном архиве Милана сохранилось письмо Гвалтьеро, приближенного Людовико Моро, от 21 апреля 1498 г., в котором прямо упоминается о работе Леонардо да Винчи в зале «dell Asse». Работа эта, по обещанию Леонардо да Винчи, должна была быть окончена в сентябре того же 1498 года, т. е. как раз за год до первой решительной катастрофы в судьбе Людовико Моро. Величайший мировой гений превращал для этого герцога каменные своды крепости в очаровательный лиственный павильон, а судьба уже готовила ему тюрьму в чужой стране! Затем Бельтрами указывает на разные рисунки из «Атлантического Кодекса», родственные по характеру с основными рисунками плафона. Дерево, находящееся среди виндзорской коллекции рисунков, тоже представляет собою как бы набросок для подобного замысла. Наконец, автор XVI в. Ломаццо в своем трактате о живописи говорит о «прекрасном измышлении Леонардо да Винчи - образовывать различные странные сплетения из древесных ветвей». При этом он упоминает, что идея эта увлекала и гениального архитектора Браманте. Принимая во внимание, что именно в то время, когда Леонардо да Винчи расписывал плафон в миланской крепости, Браманте тоже находился в Милане, Бельтрами готов признать возможность некоторого общения между этими двумя гениями при расписывании плафона. Таковы эти немногочисленные, но очень убедительные данные, которыми доказывается авторство Леонардо да Винчи по отношению к этому фантастическому плафону.

Еще в 1661 г. этот бесподобный плафон существовал в своем первоначальном виде. Но с этого времени начинается его разрушение. «Sala delle Asse» была превращена в казарму, а в конце XVIII века в арсенал. Плафон портился, разрушался, разделяя судьбу другого великого произведения Леонардо да Винчи, «Тайной вечери». Вообще, можно сказать, что исторические обстоятельства вели отчаянную борьбу против созданий Леонардо да Винчи. Они не оставили ни одного осколка от конной статуи Франческо Сфорца, стерли его изумительную «Битву при Ангиари» и, вообще, сохранили для потомков только рад художественных загадок и тучу апокрифов. Но гений его все-таки живет в этих художественных загадках, как «Джоконда» и «Иоанн Креститель», и даже в этих апокрифах, сквозь которые улавливается созданная им идейная атмосфера, угадывается его нервная организация, хаос идей, волновавших художника, те мучительные напряжения, через которые дух его шел к новым и новым триумфам в области искусства.

(1903, октябрь - 1907, лето)





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ