Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


96


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  96

Простодушные народы понесут великое множество светочей, дабы светить на пути всем тем, ктo утратил зрительную способность. О мертвых, которых хоронят.2 мая 1519 года живописец его христианнейшего ве­личества короля Франции, флорентиец Леонардо да Вин­чи, умирал в замке Клу на Луаре. Агония началась вод утро, когда небесный свод у обозначенного округлыми плавными очертаниями холмов горизонта засветился пурпуром, как если бы веки чудовища приподнялись и сквозь ресницы просвечивала сфера огня. На этот раз ветер, обычно трогающийся с рассветом, продолжал спать в сво­ем логове, и из-за неподвижности воздуха топот копыт слышался издалека: король Франциск и рыцари из его свиты что есть мочи погоняли лошадей, надеясь застать в живых умирающего.Поскольку душа покидает свое узилище маленькими шажками и беспрестанно, как бы в сожалении, огляды­ваясь, происшествие смерти редко может совпасть с какими-нибудь внезапными знамениями. Поэтому трудно сказать, прошло какое-то время или смерть Леонардо приключилась тотчас, как, пробитая солнечными лучами, запылала занавесь на окнах и в саду грянули птицы. Так или иначе, один из находившихся в помещении монахов, а именно францисканец, нашел уместным отчасти упо­добить умершего основателю их ордена, сославшись на то, что св. Франциска Ассизского прежде церковного отпевания отпели-де певчие жаворонки. Тут другой, доми­никанец, возмутился и сказал:— Покуда я не имею достаточно доказательств, что­бы сомневаться в благочестии покойного; однако если верить возможно одним способом, указанным в Откровении и хорошо разъясненным отцами церкви, то неве­рию есть многие способы и виды — от прямого безбожия до таких умственных построений, где неверие или ересь настолько скрыты, что их нелегко различить. А когда кто-нибудь, будучи природным итальянцем, пишет левой ру­кой и справа налево, как евреи или турки, этому чело­веку лучше других удастся скрывать свое мнение. Я не берусь решительно утверждать, да и теперь дело конче­но, но непомерная гордыня в исследовании и любопыт­ство уводят колеблющуюся душу на окольные тропы, где она спотыкается и блуждает, кила как путь ясно указан.Монахи ордена св. Доминика недаром называют себя псами господними и имеют эмблемой бегущую собаку, у которой в зубах факел, помогающий, и в темноте рас­познать отклонения от истинной веры. Но францисканец оказался опытным в спорах и, нимало не растерявшись, ответил:— Как порча, не имея формы и образа, представляет собой чистый убыток, так погрязшая в заблуждениях ду­ша человека неверующего ничего не позволяет в себе различать. Между тем истинная вера многообразна, и этим подобна всяческому паданию — освещенная луча­ми божьей славы, она подобна саду с многими расте­ниями, и каждое открытии или новость прибавляют там света.Королевские всадники с их предводителем, чье стара­ние не опоздать было тщетным, приблизились к замку, когда зрачок Левиафана пылал на небе в полную силу. Прислуга нарочно растворила окна и двери помещения, где запах лекарств и ароматического курения понемногу вытеснялся, другим — отвратительным и тлетворным. Переступивши порог, король более не сдерживал слез; стуча высокими каблуками, он быстро подошел к посте­ли и, внезапно сломившись подобно какому-нибудь мери­тельному инструменту, опустился на колено и припал к мертвой руке; огромная его фигура сотрясалась от рыдания.Ввиду всего этого клирики, неотлучно присутствовавшие с целью облегчить путешествие души из этого мира в потусторонний, прекратили спор, неуместный воз­ле покойника. Но это прекращение было лишь времен­ное; в действительности же смерть великого Мастера оказалась началом решительного несогласия и раздоров вокруг его имени, когда его прижизненные усилия затем­нить и сделать труднее доступными свои произведения — картины, параграфы рукописей или еще что-нибудь — дали плоды. Но если бы не было смерти, оставляющей человека беззащитным перед лицом вечности, не была бы возможна анатомия, а люди не узнали бы о себе, сколько им удалось благодаря таким исследователям, как Лео­нардо. Отсюда выходит, что знание и смерть прочно свя­заны и одно зависит от другого, о чем говорится в биб­лейском предании о первородном грехе и его последствиях для человечества, как их ни толкуй — буквально, ал­легорически, морально или аналогически, то есть любым из четырех способов, указанных Данте в его «Пире», во второй части после первой канцоны.Обмывающие и убирающие мертвое тело женщины удивлялись гладкой в белой коже и хорошо развитым мышцам, поверху обернутым тончайшим нежным жиром, хотя к красивым сильным плечам прикреплялась старче­ская голова с седыми редкими волосами и морщинистая шея, и человеку с воображением, а не этим монашкам, все в целом могло представиться каким-то кентавром, составленным из частей различного состояния и возраста. Кроме того, если смотреть внимательно, видно, как исху­дали, слабы и тощи правая рука и левая нога покойного, при его жизни долгое время остававшиеся без упражне­ния из-за паралича. Обладая же вместе с воображением еще и сообразительностью, легко представить, что таким поистине издевательским и жестоким способом природа демонстрирует принцип контрапоста, настойчиво его осу­ществляемый во всех сферах, когда область физического и материального находит отражение в области духа.Вазари рассказывает, что, видя свою жизнь скоро за­канчивающейся, Леонарда углубился в чтение священ­ных книг и с огорчением отзывался о своих винах перед богом и людьми, поскольку, мол, не так прилежно рабо­тал в искусстве, как этого требовало его дарование. Но это говорится во втором издании, вышедшем в свет спу­стя несколько лет после первого, где автор свидетельство­вал, что, философствуя о природе вещей, Леонардо со­здал в уме еретический взгляд, не согласный ни с какой религией, и предпочитал быть философом, а не христианином. Такое изменение можно отнести к заботе о доб­ром имени Мастера, поскольку наступали более строгие времена и ужасный раскол потрясал здание Христовой церкви. Но, как равно и клевета, доброжелательные вы­думки редко оказываются вовсе беспочвенными.Когда по итальянскому обычаю на третьи сутки, пос­ле захода солнца, раскачиваясь из-за неровностей почвы как утлая лодочка на морских волнах, гроб подвигался от местечка Клу в направлении к кладбищу у св. Флорентина, драгоценные останки сопровождаемы были всем клиром и меньшею братиею названной церкви, а также шестьюдесятью бедными, которые несли шестьдесят за­жженных свечей, отчего процессия напоминала светя­щуюся гусеницу. А перед тем — и ведь все это согласно духовному завещанию — у св. Флорентина отслужили три большие мессы, а в трех других церквах по тридцати малых. Завещатель также велел раздать милостыню призреваемым в богадельне св. Лазаря из суммы в семьде­сят турских су, уплаченной казначею названного брат­ства в Амбуазе. Надо быть подозрительным, как тот доминиканец, который в виду только что успокоившегося тела неодобрительно отзывался о недостатке истинного благочестия в произведениях Мастера, чтобы в щедрости, касающейся порядка похорон, усмотреть скрытую иронию к христианскому обряду. С другой стороны, упоминаний о верховном создателе, разбросанных здесь и там в его бумагах, при их немногочисленности, пожалуй, не хватят для доказательства верности святой римской церкви, тог­да как некоторые его анекдоты или пророчества, казалось бы, прямо свидетельствуют обратное. Но поскольку в каж­дом деле имеется третья сторона, наиболее важная, поче­му не принять, что противоположности свободно сосуще­ствуют в душе, разместившись напротив и наискосок, в контрапосте?«Сер Джулиано и братьям, с почтением. Я полагаю, вы получили известие о смерти мессера Леонардо да Винчи, вашего брата, а для меня самого лучшего отца, чья недавняя кончина причиняет мне скорбь, которая будет владеть мною, покуда я жив. Но и для всех нас это гро­маднейшая утрата, поскольку природа не в силах другой раз произнести что-нибудь подобное».Так, оправившись от отчаяния и беспамятства, овла­девших им, когда ожидаемое в страхе событие в самом деле случилось, Франческо Мельци 1 июня 1519 года пи­сал во Флоренцию. Назначенный распоряжаться исполнением завещания Мастера, Франческо затем приводит раздел, касающийся братьев, причинивших тому много огор­чения длительной тяжбою из-за наследства Пьеро да Винчи:«Завещатель повелевает и хочет, чтобы  сумма в 400 скудо, порученная им камерленгу Санта Мария Нуова во Флоренции, была отдана его кровным братьям вместе с прибылью и доходами, которые могли приба­виться н означенным 400 скудо за время  хранения».

Как правильнее будет это истолковать, и что здесь усматривать — попытку наказать и усматривать алчных родственников великодушием или старческое расслабле­ние, когда тяжкие обиды вдруг исчезают из памяти? Ис­тина многолика и подобна Протею и так же преображается, когда ею желают овладеть, что и находит отклик в распространеннейшей присказке «с другой сторо­ны», когда рассуждающий приводит какое-нибудь каче­ство вещи, видное, если переменить точку зрения. И тут необходимо или повернуть самую вещь, или наблюдате­лю перейти на другое место.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ