Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


92


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  92

О геометрической игре. Здесь описаны приемы, позво­ляющие производить бесконечное разнообразие квадратур в случае поверхностей, ограниченных кривыми линиями. Квадрат есть конец преобразования геометрических по­верхностей. Кончено июля 7 дня в 23 часа, в Бельведере, в комнате для занятий, устроенной для меня Джулиано Медичи Великолепным, 1514.— Высшим счастьем человека на земле, — говорил Пикколо Макьявелли, — является возможность участия в управлении государством; а когда тирания не дает нам этого, не остается ничего другого, как искать его в уче­ных занятиях, ожидая лучших времен и собирая уроки опыта для потомства.После того как Медичи возвратились в Тоскану, секретаря совета Десяти обвинили в заговоре, били плеть­ми и сослали в его имение в Сан-Кашьяно. Там он, по его словам, проводил часть дневного времени на постоя­лом дворе в разговорах с проезжающими, тогда как ве­чером и ночью беседовал с людьми древности, расспраши­вая о смысле их деяний. При этом он забывал все трево­ги и отчасти глушил жажду деятельности, подтачивав­шую его существование. Но все же многого ему недоста­вало для исцеления; так что, прослышав о намерении папы сделать Джулиано Великолепного князем Эмилии, Модены и Реджо, чтобы, объединив названные области Ита­лии, прибавить их к владениям церкви, Макьявелли стал хлопотать, желая поступить на службу и помочь тем са­мым Медичи, которые его опозорили и изгнали. Когда его упрекали на это, он с необычайной горячностью возра­жал, не задумываясь, поставить, свое достоинство после государственной выгоды, а не наоборот, как это свойственно итальянцам.Знаменитое впоследствии сочинение «Государь», ге­рой которого, образцовый в делах управления и всевозможных злодействах, списан с Цезаря Борджа, Макьявел­ли тогда снабдил посвящением Джулиано Медичи, гонфалоньеру св. церкви и капитану папской гвардии: как ни изображай инженеров, художников и разных советчиков подлинными владельцами и устроителями, все вертится вокруг этих князей. С другой стороны, история прямо свидетельствует, что относительно таких, как Джулиано, судьба бывает слепа, бестолкова и непоследовательна, в то время как для художника, инженера или писателя вместо судьбы — его намеренна и упорство, остающиеся в его распоряжении, кто бы им ни командовал. 24 сентября 1514 года Леонардо в сопровождении Франческо Мельци и одного слуги достиг города Пармы и присту­пил к составлению географических карт, необходимых на случай военных действий. Находясь на вершинах холмов, на высоких башнях и в других местах, откуда хорошо видна окрестность, Мастер проворно орудовал угломер­ным инструментом и одновременно наблюдал и обдумы­вал вещи, которые, может быть, не относятся к гео­графии.В книге, выкупленной у торговца бумагой годом рань­ше в Милане, первая запись имеет непосредственным по­водом молнию, ударившую в миланскую Кредитную баш­ню, где он вполне в духе Аристотеля рассуждает о силе пустоты, пожирающей окружающей ее воздух. По совпадению, спустя ровно год, минуя некоторые остававшиеся покуда незаполненными листы, на последнем, восьмиде­сятом, Леонардо вновь записал о пустоте, на этот раз об­разуемой, если воздух частично обращается в дождь, о чем он размышлял, находясь наверху одной пармской башни. Таким образом, при начале и конце так называемого «Кодекса Е» одна напротив другой, как бы для над­зора и охранения, возвышаются башни. И тут начинает действовать воображение, которому остается их соединить натянутым прочным канатом, по возможности, чтобы не касался земли, хотя это трудно ввиду ее выпуклости, и посредине подвесить Коня вместе с проблемами, зачаты­ми в глиняном чреве ввиду императорской свадьбы, ког­да Моро велел его перетаскивать из Корте Веккио на пус­тырь перед замком Сфорца. Как и должно быть для вещи, которая в действительности не существует и питается чис­той возможностью, Конь сильно исхудал и насквозь про­свечивает, так что растягивающие его шкуру подобно тон­чайшим прутьям чертежные линии даже больше заметны сравнительно с его внешними очертаниями. Хотя если во­ображаемый конь, воспринимаемый на высоте, надо пола­гать, внутренним зрением, как бледная дневная луна, удачно повертывается под лучами солнца, его бок вспы­хивает внезапно и слепит наблюдателя. Так прозрачное стекло, вдруг сдвинувшись, когда окно растворяют, отра­жает слепящий солнечный свет.В числе параграфов знаменитого «Кодекса Е» нашли место несколько важных, которые касаются груза, подве­шенного на растянутой между опорами нити: есть мнение, будто одних только этих параграфов хватит, чтобы счи­тать Леонардо величайшим механиком. Но хотя мало кто полностью отрицает его заслуги в этой области, находят­ся люди, упорно и злостно пытающиеся их преуменьшить. Эти показывают, что Галилей первым применил выраже­ние момент силы и понятию, принятому в механике в настоящее время, и что-де, если кто придумывает назва­ние какой-нибудь вещи, тот ее и открывает. Однако, до­гадываясь, что их аргументация шаткая, эти хулители еще и чернят все целиком научные занятия Мастера,  не ставя ни в грош исключительную кропотливость в исследовани­ях, они не видят огней истины, зажигаемых его интуицией то там, то здесь. Если же такие огни иной раз бывают и слабы, они нуждаются скорее в бережном укрытии, но не в кричащей надменности тех, кто, не гнушаясь пошлы­ми обвинениями, посмеивается, что Леонардо, дескать, за многое брался, но мало доводил до конца и вместо пра­вильного научного рассуждения злоупотреблял метафорами и аналогиями.Не существует великого человека, которого не осуж­дали бы другие авторитетные и умные люди. Не Декарт ли распространялся о Галилее, что тому недостает важно­го качества, так как он постоянно делает отступления и не останавливается, чтобы до конца выяснить какой-ни­будь научный вопрос. «Это показывает, — утверждает Картезий, — что он не исследовал систематически, но, не отыскивая первопричину природы, изучал только основания некоторых отдельных явлении, и, следовательно, стро­ил без фундамента». В то же время, оправдывая и защи­щая аналогии, уместно сослаться на Кеплера, называюще­го их самыми проданными своими наставницами, воотчию являющими сущность какого-нибудь предмета, тогда как Фрэнсис Бэкон, величайший агитатор экспериментального метода, по праву считается непревзойдённым и изуми­тельным мастером искусства аналогии. Кто другой дога­дается сравнивать волосы, целиком покрывающие древ­него Пана, с лучами света и всевозможными другими истечениями из тела природы? Если же аналогии оправ­дываются признанными авторитетами, почему не срав­нить момент силы с трехголовой Химерою, посколь­ку в чертеже его представляют три ветви, или три на­правления действия, а Леонардо не уподобить греческому Беллерофону, настигшему эту Химеру, воспользовавшись быстротою крылатого коня Пегаса? Что до названия, по­служившего, по крайней мере, изобретателю — а именно потенциальный рычаг, — может, оно в самом деле не слишком удачно, но хорошо послужило своему изобретателю.Чем более ширится угол веревки, которая на середине своей длины поддерживает груз n, тем более уменьшается потенциальный рычаг af и растет потенциальный противорычаг ad, поддерживающий гpyз; abc — актуальная поддержка груза; af и adрычаг и противорычаг, они потенциальные.Также:Если бы рычаг af был вдвое больше соответствующего ему противорычаги ad, то веревка fc ощущала бы полови­ну веса n; и, это может произойти только в случае, если рычаг af займет горизонтальное положение, что невоз­можно, если подвесы аЬ и сЬ, совместно поддерживающие груз n, не станут параллельными друг другу.Говоря иными словами, — нить, проволока или канат для Коня в том случае вытянутся в прямую линию, если подвешенный посредине груз равен нулю, а канат или проволока также не имеют тяжести; но это противоречит как идеальным условиям, так и действительности, а пото­му невозможно. Тот же, кто бросит взгляд в прошлое и посмотрит, как расставлены по течению времени отдель­ные вехи исследования и окончательное достижение, что этому было началом и куда Мастер пришел, тому челове­ку представлявшееся прежде случайным и беспорядочным кружение болотных огней покажется путешествием к заранее намеченной цели и станет видна его планомер­ность.Но как нету малейшего груза, тяжесть которого сколь­ко-нибудь не оттягивала бы книзу укрепленный на опорах канат, так каждая жизнь в своей изумительной совершен­ной законченности непременно меняет положение мета­форического каната, протянутого из, прошлого в будущее. Если же, при повороте внезапно попыхивает сильнейшим блеском поверхность Коня, отлитою из металла вообра­жения, так же другой раз возможно увидеть как бы мно­жество водяных пузырьков наподобие августовской росы, оседающей рано утром на паутине, но осевших на пеньковом плетении воображаемого каната, — драгоценную испарину мироздания, иначе говоря, деятельность многих людей, совокупно направляющих историю к ее цели.



 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ