Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


87


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  87

Движение птицы всегда должно быть под облаками, чтобы крыло не намокало и имелась возможность открыть больше стран и. избежать опасности переворачивания среди, голых ущелий, которые бывают полны вихрей и, водоворотов.В феврале 1513 года умер папа Юлии II, и многие, чей достаток и процветание зависели от произвола первосвя­щенника, с нетерпением и тревогой ожидали выбора кол­легии кардиналов. Спустя месяц сторонники Медичи ли­ковали и радовались безмерно: папою под именем Льва Х стал второй сын Лоренцо Великолепного — Джованни, незадолго до этого спасшийся из французского плена, ко­торый его настиг под Равенной. Военные успехи доставались папе Юлию ценой убыточных и опасных союзов, и если на месте испанцев после их пораження непременно оказывались французы, этих некому было менять, помимо испанцев, как если бы проклятые Борджа, самую память о ком папа Юлий желал уничтожить, обрушиваясь и разбиваясь на тысячу кусков, вновь затем возрождались, подобно зубам дракона, усатыми испанскими солдатами и бессовестными чиновниками. Беспрерывно колеблющимся итальянским весам неудача французов придала новый размах, чем воспользовались их соперники. Через пролом в стене, устроенный в Прато испанцами, которыми на­чальствовал не знающий жалости  Рамон де Кардона, Джулиано Великолепный вошел в Тоскану для восстановления принципата Медичи. Библейский Давид, про­изведение Микеланджело Буонарроти, олицетворявший прочность и силу Республики и поместившийся на площа­ди перед Палаццо, ничем не смог ему воспрепятствовать. Да и что может сделать один, если другие, кажется, пол­ностью утратившие гражданские доблести, больше огор­чаются порчей резного потолка в зале Пятисот, где гру­бый невежественный испанец разместил своих конников, сравнительно с утратой свободы? Кого интересует свобода в то время как все обеспокоены сохранностью живописи Леонардо, которую оставшиеся исполнять свои должности магистраты Синьории велели огородить рамою из досок и барьером?Странное дело, но военачальники предпочитают устро­ить конюшню где-нибудь возле драгоценных произведе­нии искусства, как это и случилось много позднее в по­мещении трапезной Санта Мария делла Грацие в Милане, где по сию пору сохраняется то, что осталось от «Вечери», хотя бы Вазари, прибывший в Ломбардию разузнать кое-какие подробности о живописцах менее семи десятилетий спустя после создания знаменитой картины, нашел на ее месте грязное пятно, как он выражается. С воз­вращением же во Флоренцию этого наиболее вниматель­ного из летописцев, надеявшегося, что ни одна мелочь не останется им не разысканной, совпадает, по-видимому, окончательное разрушение живописи в зале Совета.Тогда, а именно в 1563 году — к тому времени Фло­ренция утратила даже имя республики и полностью под­чинилась титулованным Медичи, — герцог Козимо гото­вился к бракосочетанию светлейшего князя Франческо, наследника, и дочери императора Карла Иоанны и пору­чил все успевающему Джорджо Вазари существенную пе­ределку и украшение залы, чтобы сделать ее достойной называться лучшей в Европе. Действительно, на тринадцать локтей поднят был потолок, увеличены окна, а сте­ны оштукатурены заново и подготовлены к живописи, тем же Вазари скоро и выполненной, так что не осталось и дюйма, которого бы не коснулась его проворная кисть, Между тем не так задолго до этого, в 1549 году, флорен­тиец Аньоло Донн писал, перечисляя замечательные и интересные места, которые всякому путешественнику сле­дует посетить на его родине: «Войдя в Палаццо и подняв­шись затем по лестнице в большую залу, взгляните вни­мательно на композицию из фигур лошадей и всадни­ков — часть баталии Леонардо да Винчи, которая вам покажется поистине чудесной вещью». Так вот, если в грязном пятне, которое якобы обнаружил Вазари в ми­ланском монастыре Санта Мария делла Грацие на месте Леонардовой живописи, другие посетители не перестают находить редкостные достоинства и по сию пору поки­дают трапезную потрясенные, не преувеличивал ли он сам и его современники опасность таинственной порчи, по­стигшей «Битву при Ангиари», возможную быстроту ее разрушения и самую неизбежность последнего? Не на­прасно ли они все подчинились предвзятому мнению, будто бы Леонардо не способен что-либо заканчивать и его работы обречены скорой гибели? При работах в Палаццо, предпринятых герцогом Козимо, не покрыто ли штукатур­кой что-нибудь более важное, чем руины, не заслужи­вающие заботы об их сохранении? Когда с той же отва­гою и легкомыслием, с какими Вазари распоряжался, а герцог Козимо его поощрял, кто-то пожертвует некоторой незначительной частью живописи этого самодовольного аретинца и в определенном засвидетельствованном преда­нием месте собьет штукатурку, в образовавшуюся пробои­ну, как бы в трюм корабля, не хлынет ли океан эманации, излучаемой произведением Леонардо, хотя н по­врежденным?Скоро после избрания папа Лев сделал своего брата Джулиано гонфалоньером св. Римской церкви и началь­ником гвардии, так что тот должен был находиться от него поблизости, тогда как управление Тосканой было по­ручено их племяннику Лоренцо, установившему там под­линную тиранию. Имея же намерение, чтобы Леонардо да Винчи написал портрет синьоры Пачифики Брандано, прозванной Джоконда, или Играющая, Джулиано Медичи призвал знаменитого мастера на Милана.Итак, крылья расправлены, ветер подул — пух и перья, обогревающие птицу на большой высоте, могут быть уподоблены получаемому от важного лица хорошему жалованью. Накануне отъезда Мастер выкупил у торговца бумагой приготовленную для него записную книгу из ста двадцати листов, которая, заполнившись важнейшими за­писями, стала впоследствии известна как Кодекс Е.Покинул Милан для Рима 24 сентября 1523 с Джованфранческо Мельци, Салаи, Лоренцо и Фанфойа.

Иначе говоря, с выводком леонардесков — кра­сиво одетых молодых людей, которых живой разговор на­поминает о писке птичьего выводка, тогда как важная птица улыбается в бороду и украшает беседу остроум­ными замечаниями. Леонардо от роду шестьдесят один год и пять месяцев.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ