Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


82


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  82

6 июня 1505-го, а пятницу около 13 часов я приступил к живописи в Палаццо. Когда я положил кисть, собрав­шись сделать передышку, погода испортилась и подул сильный ветер. Затем шпионил колокол, ударами которо­го тяжущихся призывают в суд, а проникший, в помеще­ние быстрый ток воздуха опрокинул банку с водой, и банка разбились. Полил дождь и продолжался до вечера, и стало темно, как ночью.Если Микеланджело Буонарроти ставит заказчиков в затруднительное положение, отъезжая внезапно в Рим ни настоянию папы, и предоставляет непрочный картон все­возможным случайностям, а затем никогда не возвра­щается к этой работе, никто не смеет его упрекнуть, но все ему сочувствуют. Зато имеющие уважительную при­чину нарушения каких-нибудь обязательств со стороны Леонардо обсуждаются в течение долгого времени, и па­мять о них не стирается, хотя другой раз он сам оказывается причиной, если его добросовестность оценивают превратно: презирая всяческие суеверия, следует иметь в виду, что люди в большинстве их придерживаются точ­но как в древности.Перечисленная Леонардо совокупность знамений на­столько встревожила его сотрудника, что тот не пожелал работать и удалился, ссылаясь на свою некромантию и бормоча, что, мол, живые в отличие от мертвецов мало знают о будущем и угрожающих им опасностях. Долгое время обманывая других, Зороастро проникся всевозмож­ными лживыми выдумками и стал до крайности боязлив. Однако его выдающиеся способности и опыт в слесарном деле настолько истончались, что мало находилось людей, которые могли с ним сравниться. Когда Леонардо после долгого отсутствия возвратился во Флоренцию, Зороастро непременно пожелал быть с ним как прежде, чтобы ему помогать, и это осуществилось. Если же в бухгалтерских книгах он называется мальчиком для растирания красок, это правильно будет расценить как насмешку и неуваже­ние от магистратов, которым Зороастро, может быть, изве­стен с невыгодной стороны. В действительности же он помогает устраивать подвижные леса, когда живописец по своему желанию быстро вместе с ними поднимается вверх, опускается или передвигается в разные стороны. И тут просто не выдумаешь сотрудника лучшего, чем Зороастро. Магистраты и служащие Синьории подолгу не приступали к своим обязанностям и простаивали в зале Совета, изумляясь остроумию Мастера и умению и лов­кости его помощника, когда жаровня с пылающими угля­ми, несомая невидным снизу механизмом, быстро пере­мещалась в разных направлениях. Служащие и магистра­ты, среди которых случаются и престарелые, тогда только покидали залу Совета, если дыхание внезапно стеснялось и от угарного запаха пульс начинал стучать как бы молотками внутри головы. Если же это бывает с теми, кто находится сравнительно далеко, легко вообразить, на­сколько при большом удобстве и легкости передвижения помоста тяжела такая работа: угли в жаровне пылают, стекающие по лицу цапли пота слепят, мышцы немеют от непривычного положения и железная лопатка,   какой обыкновенно наносят раствор каменщики, едва не выпа­дает из рук, поскольку необходимое усилие чрезмерно для неопытного работника, да и где взять больше опыта, ког­да этот способ не применяется с древних времен, а опи­сание Плиния кратко и приблизительно?Оглядывая жизнь замечательного человека в целости из некоторого отдаления и обдумывая его репутацию и славу, какими они представлялись его современникам и устанавливались и изменялись впоследствии, задаешься вопросом: почему дурное о великих людях быстрее распространяется и всевозможным порочащим  выдумкам охотнее верят, нежели предположениям, могущим еще укрепить величие подобного человека? Вместе с тем, кот­ла в его записях справедливо усматривается пророческое видение какой-нибудь научной истины, отваживающихся на это исследователей упрекают за легкомыслие и по­спешность. Но что не решаются оспаривать наиболее при­дирчивые и строгие, так это огромность снаряда или мета­форической верши, протянутой через вселенную.Где не живет пламя, там не живет животное, которое дышит. Стихия огня непрерывно поглощает воздух, ко­торый частично питает ее, и оказалась бы в соприкосно­вении с пустотой, если бы последующий воздух не помо­гал ее заполнить.Есть нечто самоубийственное в том, если кто-нибудь долгое время решается быть в заповедной области неиз­вестного, поскольку возмущенные наглым, бесцеремонным вмешательством стихии пытаются ему отомстить. Принад­лежащее земле железо погубило миланского Коня, когда гасконским арбалетчикам удалось его разрушить с помо­щью железных наконечников стрел, а вода, увлажнившая стену трапезной монастыря делла Грацие, ускорила разру­шение «Вечери». Теперь следовало ожидать каких-нибудь козней от стихии огня, жаром которого воспользовался Леонардо, приступая к живописи в зале Совета в палаццо Веккио во Флоренции.При разногласии толкователей, важнейшим отличием способа, описанного в немногих словах римским истори­ком Плинием, следует считать равномерное быстрое распределение расплавленной смеси под грунт, куда входят мастика, известь и греческая смола. Хотя Плиний не ука­зывает пропорций состава и каких-либо других подроб­ностей, скоро после Леонардо и, как видно, по его при­меру подобная же смесь хорошо удалась венецианцу фра Себастиано, отличнейшему живописцу, которого папа Кли­мент сделал хранителем печати, а печать свинцовая, по­чему он известен как дель Пьомбо. О Себастиано расска­зывают, что он любил размышлять и рассуждать и занимался этим целыми днями, лишь бы не работать; если же он брался за что-нибудь, это ему стоило бесконечных ду­шевных мук. Отсюда видно, что изобретатели, как Леонардо, создают не только машины или способы живописи, но и похожих па себя людей, однако более удачливых, Но одно дело покрыть указанной расплавленной смесью сравнительно малую площадь — ведь фра Себастиано про­славился портретами, которые этим способом писал на камне, и совсем другое — громаднейшая стена, где живо­писцу предоставлено место высотой в восемь локтей и шириной немногим меньше сорока, и во время грунтовки он выбивается из сил, чтобы поспеть, пока смесь не осты­ла, хотя подвижные леса и проворство помощника отча­сти его выручают.Для «Битвы за знамя» была предназначена средняя треть, а остальное отложено на неопределенное буду­щее — может быть, магистраты не желали спугнуть не­терпеливого мастера чрезмерностью замысла. Однако же на что они надеялись, то не сбылось, а сделанное погибло. Стихия огня поначалу вредила недостаточным действием, и стена наверху оказалась плохо высушена. Но это своевременно не обнаружилось, когда же Леонардо пытался сушить штукатурку под живописью и развел сильный огонь, краска стала чернеть и пошла пузырями, а грунт расплавился и потек. С другой стороны, Вазари обвиняет Мастера, что он-де приготовил слишком грубую смесь, которая по мере того, как работа продолжалась, сама по себе стала стекать и тут все нарушилось. Говорили еще, что торговцы поставили порченое масло, и Леонардо им пользовался для приготовления красок; по это выходит наружу десятилетиями или того медленней, а здесь речь идет, по-видимому, о какой-то внезапной порче. Ссылаются также па недостаток света наверху, откуда погибель распространялась, когда Савонарола стал первым лицом в республике Иисуса Христа, как он желал, чтобы назы­валась Флоренция, из-за его нетерпения при переделке залы Совета был допущен просчет, и не только сторонне­му зрителю невозможно было заметить начавшееся разрушении живописи, но и Мастер не обязательно обнару­жил его вовремя, чтобы приостановить.Но, так или иначе, от 8 июня 1505 года, отмеченного неблагоприятными знамениями, до отъезда в Милан спус­тя год, а именно 30 мая 1506-го, Леонардо столько успел, что во Флоренции если собирались два-три человека по­говорить о вещах, не касающихся живописи, то в ходе беседы само собой так получалось, что сворачивали к этим cavalli, или лошадям, как попросту другой раз называли произведение Мастера в зале Совета. При этом решительно все, также и недоброжелатели, соглашались, что, говоря словами Вазари, никто не может с ним срав­ниваться в отношении потрясающей или ужасной, terri-bile, глубины мысли.«Даже Рафаэль, — замечает биограф, — если и чем-либо к нему приблизился больше, чем любой другой живописец, так это в прелести своего колорита». Урбинец оказался из первых, снимавших копию с живописи в зале Совет; в числе других копий эта сохраняется еще и те­перь, опровергая широко распространившуюся неправду, будто бы Леонардо лучше успевал в рисунке и приготов­ленную композицию затем портил, заканчивая ее краска­ми. Чтобы судить об этом справедливо, надо иметь в виду, что живопись с ее законченностью и тщательным выполнением бывает другой раз не иначе как покрывалом, умаляющим прямое сильное действие в духе Леонардо, когда изумительная округлость лошадиного крупа, выве­денная тончайшим сфумато, утрачивает в тяжести и силе, а крики и вопли сражающихся воинов глушатся, и изда­ли, с порога залы Совета, композицию можно принять за громоздящиеся облака.

Точно так накануне вторжения в Италию короля Кар­ла жители Ареццо принимали облака за вооруженных всадников, только теперь происходило обратное, и серая масть лошадей как бы показывала облака в дневном осве­щении, тогда как фиолетовое, багровое и красное одежды, шапок и лиц окрашивало их подобно склонившемуся к горизонту вечернему солнцу. К тому же аретинцы отчет­ливо слышали раскаты грома, которые вольно им было принимать, за удары барабанов, в то время как здесь более ужасными оказываются тишина и вынужденное молча­ние, будто бы неизвестная уничтожающая и препятствующая сила внезапно прервала ярость звука вместе с другими невидимыми истечениями. Но если воды полнящейся обильными дождями реки удерживаемы плотиной, они, бывает, отыскивают возможность обойти  поставленное препятствие.  Не обнаружилась ли такая возможность близко к верхней границе отведенной Мастеру площади, где от действия жара огня или от другой причины грунт стронулся и потек? И не способствовало ли несчастью особенное внутреннее напряжение, напоминая, таким об­разом, о необходимости свободной циркуляции духовных токов, чтобы они могли изливаться и заполнить простран­ство перед картиною?





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ