Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


81


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  81

Сделай прежде всего дым артиллерийских орудий, смешанный в воздухе с пылью, поднятой движением ло­шадей и сражающихся. Сделай красноватые лица, облик и вооружение аркебузьеров, и пусть эта краснота, чем боль­ше отдаляется от своей причины, тем больше теряется.Размеры случающегося кровопролития не отвечают другой раз его важности — деревенская драка или раздор между родственниками бывают настолько жестоки, что не уступят военным действиям, как они проходили в те времена в Италии. Что касается послужившей сюжетом порученной Леонардо живописи в зале Совета в палаццо Веккио, битвы при Ангиари, которая произошла летом 1440 года между соединенными войсками Флоренции и римского папы и миланцами, тогда в упорнейшей четырехчасовой схватке погиб один человек, и не от ранения, но свалился с лошади и был растоптан. Присоветовавший магистратам этот сюжет и наделивший битву при Ангиа­ри наиболее достойной изображения, Никколо Макьявел­ли в своей «Истории Флоренции» говорит, что его удив­ляет, как у столь плохо организованного войска хватило доблести для победы и враг оказался до того трусливым, что дал себя одолеть. «История» еще не была написана, и Леонардо пользовался сведениями, переданными ему устно секретарем Десяти, а уж как он их подавал, мож­но только предполагать. Но если кто хорошо приспосо­бился на малой модели изучать, а после представить в полную величину какое-нибудь явление, тому человеку нетрудно будет преобразовать и умножить в воображе­ния несколько затрещин и кровоподтеков в широкую картину сражения, где, с одной стороны, в числе капита­нов командовал знаменитый Микелотто Аттендоло, род­ственник и ученик Франческо Сфорца, а с другой — зна­менитый не меньше Никколо Пиччинино.Удачно избегая несчастия на поле брани, итальянцы с охотой занимали себя зрелищем воображаемой гибели во всех ее видах. Так, в Папской зале Санта Мария Новелла, где Леонардо предоставили место изготовить картон, де­сятилетием позже, запершись, чтобы никто ранее полной готовности не увидел его работу. Пьеро ди Козимо вы­строил колесницу для знаменитого триумфа Смерти. Колесница была громаднейшая, и на ней помещалось гробов как на порядочном кладбище, и в ходе процессии из них выходили покойники и пели приглушенными го­лосами, наводя страх и ужас; все это было придумано и выполнено с большим остроумием и совершенством. Остается добавить, что Зеленый двор, Киостро верде, церкви Санта Мария Новелла живописец Паоло Учелло, обладавший умением придавать вещам страшный вид, украсил фресками на сюжеты, взятые из истории знаме­нитого сорокадневного наводнения, называемого обычно всемирный потопом.Будто бы нарочно показывая, что Флоренция не толь­ко умеет расточать редкостные таланты, но и, вынуждая к соперничеству, их воодушевляет, магистраты одновре­менно с заказом для Леонардо другую половину стены залы Большого совета — тогда величайшего в целой Европе помещения — поручили расписать Микеланджело Буонарроти на сюжет по его выбору, только с условием, чтобы он был из первой Пизанской войны, случившейся в XIV веке. Озабоченный соревнованием и желая наказать мнимое высокомерие Леонардо, не унижавшегося до соображений мелочного тщеславия, Микеланджело против обыкновения не сетовал монахам госпитали цеха красильщиков шерсти, у которых расположился работать, на всевозможные вымышленные препятствия и неудоб­ства, но торопился изо всех сил.Если поступки говорят о человеке больше и правиль­ней слов, а произведения — лучше всяких поступков, "то сварливость характера и бесцеремонная придирчивость по пустякам превращаются в произведениях Микеланд­жело в какую-то благородную горечь и скорбь, а нелепая заносчивость перед иностранцами — в патриотизм и все­возможные гражданские доблести. Соблюдая предложен­ные ему условия, Микеланджело для своей композиции остановился на произошедшей в 1364 году битве при КашинеКашина -- городок на левом берегу Арно в 40 километрах от Пизы, где в 1364 году произошла битва флорентийцев с пизанцами, окончившаяся поражением последних. — это городок на берегу Арно, в двадцати лье от Пизы. Трактуя свою тему с большим остроумием и выдумкой, он решил показать не самую битву, но готов­ность солдат сражаться, подвергаясь опасности, что долж­но было вызвать наибольшее сочувствие у зрителей. Оче­видцы рассказывают, что тревога застала солдат в жар­кий день купающимися в реке; и вот, как это изображено на картоне, они торопливо одеваются, застегивают латы и спешат взяться за оружие; причем каждый их жест в точ­ном соответствии со словами Леонардо в «Трактате о живописи» не только свидетельствует об умении и на­блюдательности мастера, но, как выражается автор трак­тата, побуждает зрителя к тому самому действию, ради которого данный исторический сюжет изображен, а имен­но к защите дорогого и единственного отечества.Микеланджело придумал, выполнил и совершенно закончил картон в течение недолгого времени, которое про­был во Флоренции, когда бежал из Рима, поссорившись с папой Юлием, не уступавшим ему причудливостью харак­тера и внезапностью вспышек ярости. Спустя три месяца первосвященник вытребовал его обратно, и он возвратился к престолу, совсем уже было собравшись к султану в Кон­стантинополь, где его бы лучше ценили.Леонардо, приступив к работе прежде своего соперни­ка, тогда успел приготовить только среднюю часть компо­зиции, оказавшейся настолько совершенной и годной к исполнению в живописи, что, обдумав все дело, магистра­ты решили, не задерживаясь, совместить в Папской зале оба картона, чтобы их посмотрело наибольшее число граждан и, пользуясь возможностью свободно высказы­ваться, они бы обсудили эти выдающиеся произведения.Среднюю часть картона Леонардо, выставленную тогда на несколько дней в Папской зале Санта Мария Новелла, правильно будет называть «Битвой за знамя» или, по месту действия, «Битвой на мосту», так как главное дело и наиболее ожесточенная схватка происхо­дила на мосту через Тибр, близко к его истокам, пред­ставляющим собой малую речку. Авангард флорентийцев, которыми командовал Микелотто Аттендоло, брат кон­дотьера и впоследствии герцога Франческо Сфорца, стал­кивался с авангардом миланцев — этими предводитель­ствовал Никколо Пиччинино, тогда знаменитейший вое­начальник. Благодаря этой репутации Никколо удалось близко к месту сражения набрать еще две тысячи войска из местных жителей, которые последовали за ним, наде­ясь на богатую добычу, однако, замечает Макьявел­ли, сами превратились в добычу после несчастного для миланцев исхода. Покуда же они представлены передвигающимися в отдалении, дожидаясь необходимости высту­пить, тогда как на мосту через Тибр, как бы в ревущем, крутящемся облаке, заранее решается битва при Ангиари.Можно будет видеть на земле животных, которые все­гда будут сражаться друг с другом с величайшим уроном и часто смертью с той и другой стороны. Они не будут знать предела своей злобе; для жестоких членов их тела падет на землю большая часть деревьев великих лесов вселенной, и когда они насытятся, то пищей для их же­ланий станет причинение смерти, и страданий, и муче­ний, и безумия всякому живому существу.Pazzia bestialissima — зверское безумие, так называет Леонардо войну. Следует отдать должное пониманию ма­гистратами Синьории достоинств рисунка и композиции, если обескураживающая и прямо издевательская трактов­ка события, являющегося для флорентийцев предметом гордости, их не возмутила, и они только беспокоились, чтобы Леонардо внезапно не удалился, оставив работу на половине или меньше того, чему в его деятельности достаточно примеров.Притом, что произведение Леонардо не отвечало цели воодушевления граждан к защите отечества, а действия, к которым оно побуждает зрителя, скорее отвратительны, чем заслуживают подражание, многие тонко пони­кающие люди приходили в восторг от картона — точно так спустя время они восхищались приготовленной к «Триумфу смерти» колесницей Пьеро ди Козимо с ее поющими мертвецами. Относительно этого Вазари пра­вильно замечает: «Подобно тому, как в некоторых ку­шаньях люди смакуют иногда горькие приправы, так в развлечениях подобного рода им по вкусу страшные ве­щи, если они сделаны с толком и искусно. То же самое мы испытываем при исполнении трагедий». Сюда надо прибавить, что определение ужасный, ужасное тогда стало часто примениться в поощрительном смысле, как похвала, будто бы в области миловидного и добро­детельного тропы оказались исхожены и люди сообразили отыскивать источник удовольствия в переживании страха. Но не следует это полностью относить к странностям вку­са или к нравственной порче, как и приписывать Леонар­до какое-то ложное миролюбие, что было бы неправильно, если иметь в виду его обширную деятельность по усовершенствованию орудий войны. Скорее тут более отважный и прямой взгляд на вещи — отрицание ханжества и вся­ческого притворства, когда закрывают глаза, не желая что-нибудь видеть и воображая, что тем самым нежела­тельное уничтожается.Итак, жалобное стенание единственного погибающего в знаменитой битве будет прекращено еще прежде, чем его растопчут копыта лошадей, поскольку нож занесен, чтобы перерезать и лишить возможности действовать издающий его инструмент — изумительную флейту-глис­сандо, способную изменять высоту звука не скачкообраз­но, как большинство музыкальных духовых инструмен­тов, но плавно скользя.  Впрочем, слабого жалобного стенания не слышно за ударами мечей и наконечников копий о латы сражающихся, а те, в свою очередь, успешно и полностью заглушаются криками не знающих предела в своей злобе животных — в громкости издаваемых зву­ков с ним не может соревноваться ни одно другое живот­ное, включая льва с его громаднейшей пастью. Такими-то способами флейта глиссандо, то есть гортань, показывает свои разнообразные возможности и преимущества, тогда как язык с его двадцатью четырьмя мускулами здесь не участвует, поскольку издаваемые ужасные звуки нечленораздельны. Между тем рисование Леонардо показало себя на этот раз с такою мягкостью и полнотой, что дух захватывало и было невозможно оторвать взгляд — так пусть же изумительная круглость лошадиного крупа и пружинящие задние ноги, удерживающие его в малоза­метном плавном качании, будут видны хотя бы в шуме и безобразии битвы, чем пропадать им в темноте хлева.Пусть страшные крики и другие возмущающие душу звучания раздаются из превосходных сосудов, а сладкие льстивые речи не чистосердечных и лживых людей пусть умолкнут, потому что в действительности для человека ничего нет превосходнее и привлекательнее, чем сочета­ния, другой раз оцениваемые как противоестественные или скрежещущие, хотя на самом-то деле в них заключе­на внутренняя гармония. Впрочем, было бы таким же воз­мутительным ханжеством утверждать, что картон Леонар­до нравился безоговорочно без исключения всем посети­телям выставки в Санта Мария Новелла. Но ведь и пря­моту цинического философа Диогена многие сочтут неприличной, и по-своему будут правы. К счастью, разно­образие мнений господь даровал людям вместе с умением соглашаться. Если бы не так, ожесточение споров уступи­ло бы место кулачной схватке, и не остроумные речи ли­лись бы рекою, но кровь, и погибших было бы более, не­жели в битве при Ангиари.В один из дней, когда в Панской зале теснились люди и совместный не умолкающий разговор заполнял помеще­ние, там, окруженный многочисленными друзьями, по­явился молодой человек, из-за своей прекрасной наруж­ности, приветливого обращения и ясно читающегося вы­ражения счастья на лице хорошо заметный среди прочих. Сын Джованни Санцио, приближенного к герцогу Гвидобальдо урбинского живописца, поэта и историографа, мо­лодой Рафаэль, где бы ни появлялся, делал других людей отчасти счастливыми — добродушные радовались больше, а злобствующие и недовольные умеряли придирчивость и вдруг улыбались. Если же одновременно здесь нахо­дились оба знаменитых автора, то образовывались как бы три центра вращения, имеющие вокруг себя кольцеобраз­ное скопление посетителей. Внутри одного кольца можно было видеть Микеланджело Буонарроти, дерзившего окружающим его поклонникам или расстраивавшим их жало­бами на несчастные свои обстоятельства. Внутри другого смешил и пугал или ставил в тупик какими-нибудь загад­ками Леонардо. Внутри третьего и наиболее многочисленного круга посетителей радовал и приводил в превос­ходное расположении духа Рафаэль Урбинский, чье спокойствие и счастливую уверенность можно уподобить са­мочувствию хорошо воспитанного, доброжелательного к людям наследника богатых родителей, которого будущее рисуется ему самому в легчайших утренних топах, в бле­ске и трепете, происходящих как бы от изделия из благо­родного металла, украшенного драгоценными камнями. Причем это не одна иллюзия, поскольку Рафаэль в самом деле явился в истории живописи в виде наследника обоих великих старших его флорентийцев и еще некоторых дру­гих могущественных живописцев, однажды создав наибо­лее ударную смесь из когда-либо получавшихся с по­мощью кистей, горшков с красками и различных инстру­ментов для рисования. Все это красноречиво свидетель­ствует, что у живописцев и скульпторов своя генеалогия и свои приметы родства. Что до упомянутого соперничества или соревнования Микеланджело и Леонардо да Винчи, хотя оно не объявлялось глашатаями, путем все­общей подачи голосов или какого-нибудь опроса было возможно установить, как именно разделились симпатии граждан. Но магистраты ничего для этого не предприня­ли, и остается догадываться, что терпкие, будоражащие рассудок мнения Леонардо относительно жестокости войн или природы человека многим оставались чужды, тогда как мало находилось таких, кому бы не угодил Микеланджело с его гражданскими доблестями. Вместе с тем, если Содерини и магистраты что-нибудь затевали ради поощ­рения мастеров и разжигания их соперничества, теперь в целях дальнейшей выгоды они желали бы все это прекра­тить. Так что когда Микеланджело помирился с папою и возвратился в Рим, не приступая к живописи в Палаццо, это им было удобнее, поскольку, чем крупнее талант, тем незначительной способность согласия, и трудно себе пред­ставить, как эти двое, находясь в одном помещении, могут заниматься искусством.



 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ