Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


63


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  63

О нервах, которые поднимают плечи. И которые поднимают голову. И которые ее опускают. И которые ее поворачивают. И которые наклоняют ее вбок. Сгибать позвоночник. Наклонять его. Поворачивать его. Поднимать его.Ты напишешь о лице.Склеенный в несколько слоев из листов бумаги с помощью сваренной костяной муки и пропитанный ею, чтобы уголь лучше держался па поверхности и не осыпался тотчас, громадный картон растянут по северной стене от талого угла до другого, оставляя свободным пространство вверху — от основания сводов, а внизу — от пола примерно в рост человека. Помещение, которое Марко д'0джоне готовит апостолам, продолжает а увеличивает про­странство трапезной; при этом напротив стола, где монахам накрывают в праздники и при посещении монастыря важными лицами, стена как бы восстанавливается далеко в глубине, и там прорублены окна, которых прежде не было. Евангельский стол скрепляется, однако же, не гвоздями и клеем, но соображением Мастера, по указанию ко­торого Марко д'0джоне строит пространство в целом с не­которой умышленной не правильностью, а именно — перспективное сокращение делает более крутым, словно зри­тельные лучи, если они в самом деле распространяются из зрачка наблюдателя, движутся быстрее и более реши­тельными шагами; так же и ковры, развешанные по бо­ковым стенам на месте окон, удаляясь, сокращают разме­ры быстрее, чем, если бы линейная перспектива была пра­вильно соблюдена. Благодаря подобным уловкам живо­писцы еще приобретают дополнительную площадь, обма­нывая неискушенного зрителя и, можно сказать, саму природу.Когда, закончив строительство, ученик уступил приго­товленное помещение Мастеру, туда стал проникать некий дым или курение, которое местами сгущалось, обра­зуя не имеющие определенного смысла причудливые фор­мы, будто бы Macтеp нарочно для своего вдохновения создавал какие-то облака или случайные пятна, по его собственным словам, побуждающие живописца к прекрасным изобретениям. С течением времени приор доминиканцев отец Винченцо и его паства, шпионившие за Ма­стером, выясняя, насколько он прилежен, сообразили, что это не облака, а скорее морские волны, разбегающиеся далеко в стороны при падении в воду прибрежного камня. Однако причина разбегания волн хорошо не была видна, и некоторые предполагали, что тут имеет место сравнивающаяся с силой падения тяжелого камня респи­рация, или истечение духа, происходящее из пустоты, оставленной, как можно думать, для фигуры Спасителя.Дальнейшие превращения, или метаморфозы, пяте в угольной пыли плохо помогали проникнуть в замысел и намерение Мастера, — тем более он приступал к картону без очевидного порядка и последовательности, прикасаясь и трогая его поверхность то здесь, то там. Другой раз на­катанным хлебным мякишем он почти дочиста снимал угольную пыль в некоторых местах, а затем нагружал их вновь, но как бы меньшею тяжестью. После того он про­ворно спускался с лесов, отходил к противоположной сте­не и, оборачиваясь, оценивал общее впечатление. Тогда если бы кому постороннему стать рядом с ним, то вместе с Мастером он бы увидел, как различной тяжести пятна чудесным образом размещаются в глубину, словно неви­димый каменщик в самом деле разобрал стену трапезной и теперь восстанавливает на расстоянии. Одновременно, если, конечно, настоятель отец Винченцо Банделло и его паства были не вовсе лишены воображения, им кажется, что в этой пристройке, добавившейся к помещению трапезной, слоняются как бы неустойчивые призраки или привидения. Кто-нибудь, отлучившись на малое время, когда, возвратившись, ее обнаруживает изумительную по красоте фигуру, только что виденную» а на ее месте нахо­дит слабые разводы угольной пыли, ему это, понятное де­ло, не нравится.— Уничтожая то, что уже сделано, невозможно про­двинуться в работе и когда-нибудь достичь ее оконча­ния, — говорил настоятель с сердитым выражением в го­лосе и лице. — Скоро ли, наконец, уголь, осыпающийся, если к нему неосторожно притрагиваются, ты заменишь другими материалами, более прочными?Леонардо на это отвечал:— Живописец, который не сомневается и не находит, что изменить и переделать заново, быстро заканчивает работу, я заказчик бывает удовлетворен. Однако такое произведение не может понравиться понимающему человеку, поскольку быстрота исполнения есть достоинство лишь в глазах глупцов и лентяев.Если Марко д'0джоне, когда как бы пристраивал к трапезной монастыря делла Грацие дополнительное поме­щение, действовал с помощью линейной перспективы, правила которой к тому времени были достаточно выра­ботаны и испробованы в практике живописи, сменивший его Мастер в своих блужданиях и неуверенности следовал малознакомыми тропами   перспективы воздуш­ной, А эта, помимо того, что мало изучена, еще и лишена инструмента в виде линейки и мерного циркуля — чем иначе можно измерить разницу в силе темноты или изме­нение цвета в зависимости от расстояния, как не опыт­ным и обладающим природной  способностью глазом? Ведь имеются люди, которые определяют подобную раз­ницу только в самом грубом виде, а когда дело касается тонкостей, ошибаются и путаются. В этом смысле линей­ная перспектива ближе к математическим наукам, где, как говорит Леонардо, ученик усваивает столько, сколько учитель ему прочитывает. Но это относится исключительно к линейной перспективе, тогда как в других составляющих искусством рисования без природной способ­ности мало что сделаешь. И это хорошо видно на приме­ре самого Леонардо: его божественной легкости никто не научился, сколько бы он ни преподавал. Кто бы увидел, как Мастер, не приготавливаясь, рисует ладонь Спасите­ля в труднейшем ракурсе и тотчас затем другую ладонь, тот ужаснулся бы, каков в своем мастерстве флорентиец, если трудную вещь, на которую другой рисовальщик истратит день с утра и до вечера, этот сделает с изуми­тельной правильностью с одного разу; будто бы две го­лубки внезапно опустятся на слегка затененное уголь­ною порошей бумажное поле.Хотя в других местах картона отчетливости много не­доставало и Леонардо еще не касался их проясняющей линией, когда появились эти раскинутые ладони — правая сложена ковшиком и накрывает приготовленный к прича­стию сосуд, наполненный кислым соком палестинского растения паропсиды, а левая опрокинута тыльной стороною вниз и раздвинутые пальцы указывают пасхальный хлебец, — тотчас стали слышны слова, хотя бы и без­звучно произнесенные: примите и ядите, сие есть тело мое; и с этим отпала необходимость фантазировать о па­дающем камне, поскольку слова его полностью заменили. Если волны, распространяющиеся от своей причины правильными кольцами, пересечь воображаемой плоско­стью по вертикали, то на получившемся срезе мы получим кривую, сходную с фигурой движения пастушеского кнута, когда, быстро водя рукояткою сверху вниз и об­ратно, им забавляется его владелец. При этом ближе к своему источнику колебания становятся выше и круче: глянув на композицию «Вечери» в ее окончательном ви­де, нетрудно в этом удостовериться. Ближний к Иисусу с левой стороны апостол Иаков, сын Заведеев, наклонив голову к груди, откидывается назад и в изумлении разво­дит руками — это напоминает движение крыльев какой-нибудь морской птицы, когда, подставляя себя напору встречного ветра, она опускается на гребень волны. В то время движению стремящегося вперед пенистого гребня подражает апостол Филипп. Дальше кривая снижается, волна, как бы достигшая берега, от пего отшатывается, и происходит некоторая сумятица, дискорданца, видная в жестах апостолов Фаддея и Симона и в выражении не­доумения и испуга на их лицах. Вообще, что касается жестов, выражения лиц и характеров, здесь все разрабо­тано с изумительным разнообразием и ясностью, а мастерство противопоставления выше всяких похвал. Про­стецу, как Филипп, который, трудно усваивая проповедь Иисуса, просил показать ученикам Отца и, дескать, этого будет достаточно, чтобы уверовать, противопоставлен из­вестный постоянными сомнениями замысловатый Фома, чье лицо, как его изобразил Леонардо, этому посетителю трапезной неприятнее даже лица предателя Иуды так же, как ничем не стесняемое любопытство бывает непри­ятнее ленивым умам сравнительно с алчностью или злобой, качествами, которые людям более привычны. Кро­ме того, отстранившийся от Иисуса предатель поместил­ся в тени, где его не так видно, тогда как Фома находит­ся напротив одного из окон, прорубленных Марко д'0джоне в торцевой стене; поэтому указывающий кверху па­лец, крючковатый нос и выдающийся, как у беззубого старика, подбородок отчетливо обрисовываются на свет­лом небе. В свое время Зороастро ссылался на какую-то взлетающую птицу, которую якобы высмотрел в произ­ведениях Мастера, говоря, что в действительности это не что иное, как его подпись. Теперь наиболее остроумные из друзей Леонардо также сообразили насчет указываю­щего пальца Фомы, обнаруживая в этом важное сходство его фигуры с фигурою ангела из «Мадонны в скалах». — За время, разделяющее оба произведения, — сказал Джакопо Андреа Феррарский, — указательный палец преодолел расстояние в четверть круга и повернулся к полудню. И тут можно подразумевать полдень жизни и ее расцвет; с другой стороны, за истекшие четырнадцать лет ангел, выступающий теперь в виде апостола, преобра­зовался в крючконосого старика. Из такого затруднения легко выбраться, имея в виду, что есть природное время, одинаковое для всех, а есть время внутреннее, у выдаю­щегося человека измеряемое его достижениями. И если ему сорок четыре, — с любезной улыбкой, обращаясь к Леонардо, закончил свою речь Джакопо Андреа, — этим не исключается, что его опытный в размышлении разум и изобретательность значительно старше. Таким образом, внешность апостола представляет собой аллегорию души живописца.

Обескураженный мерностью и быстротой, с какой при­бывают приглашенные к трапезе апостолы, настоятель, не зная, к чему еще придраться, стал предъявлять Масте­ру самые несправедливые обвинения, ссылаясь в отличие от прежних клеветнических выдумок на его излишнее усердие. Такова бесплодная изобретательность глупости.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ