Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


56


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  56

Исследуй более внимательно движение с промежу­точными прослойками. Притом, что крупинки, находя­щиеся в промежутке, имеют круглую форму, движение будет легким; а если они будут крупнее, движение ста­нет еще более легким.В то время как изучающий анатомию делает вывод, что в середине высоты, ширины и толщины человека как бы сосредоточено наибольшее искусство создателя, — в особенности это хорошо видно у женщины, имеющей здесь мочевой пузырь, матку, яичники, прямую кишку, геморроидальные вены, мускулы и хрящи, — верующий  христианин переносит указанную середину ближе к об­ласти сердца, где, по понятиям того времени, обитает дух жизни или ее сила, vis vitalis. Что касается древних, равнодушные к подобным вещам, они больше доверяют циркулю: по Витрувию, естественной серединой является пупок, и если человека уложить навзничь с распростер­тыми руками и, раздвинувши ему ноги, приставить цир­куль к пупку, то достигающая кончиков пальцев на руках окружность затронет и подошвы, и, таким образом, фигура оказывается причастной кругу.  Если же ноги сдвигаются, а руки вытянуты в стороны на уровне плеч, — высота ее увеличивается, середина несколько смещается книзу и фигура удачно вписывается в квадрат. Для известного трактата Витрувия об архитектуре, комментарий к которому подготавливал Джакопо Андреа Феррарский, Леонардо сделал рисунок, где представил оба возможных положения фигуры человека совместно, так что изображение в целом, имея протянутыми в рав­ные стороны четыре руки и четыре ноги, напоминало ветряную мельницу о восьми крыльях. Посмотрев на рису­нок, Джакопо Андреа сказал:— О причастности чудеснейшей мельницы божествен­ному христианскому таинству, равно как и философии древних, свидетельствует своего рода наглядная квадра­тура круга, иначе говоря, совмещение несовместимого и соизмерение равномерного. Подумай о том, что фигура распятого на кресте оказывается вписанной в равносто­ронний четырехугольник, тогда как если бы его палачи воспользовались косым бургундским крестом, расположе­нием ветвей сходным с буквою «х», фигура Спасителя нашего вписалась бы также и в круг.Рассуждение Джакопо Андреа приблизительно и не­точно: простое вычисление показывает, что площади, на­званных квадрата и круга, не полностью совпадают. Однако же неполное совпадение и приблизительность, как по­лагает Фрэнсис Бэкон, суть душа аналогии и ее глав­ный движитель и преимущество, поскольку силлогизмы с их безупречностью толкутся в пределах, которые уста­навливают сами себе. Поэтому другой раз лучше отдаться произволу наиболее причудливой аналогии, не стесняясь того, куда она занесет.Если на крыльях указанной аналогия пролететь над Миланом и посмотреть на него с точки зрения, доступной разве крылатому Пегасу или глиняному Коню Леонардо, поднятому на высоту ради удобства передвижения, город покажется как бы выложенным мозаикой с многократно повторяющейся в виде узора фигурой латинского креста с неравными прямыми ветвями, из которых кратчайшая обращена на восток, к месту распятия Иисуса. Так выгля­дят миланские церкви — сколько их, никто не пересчитывал, — сверху. Опустившись на землю и побыв какое-то время близко около храма или на паперти, особенно в праздники, когда церкви посещаются множеством людей и все они крестятся, можно будет представить себе, будто бы ткачи расшивают фигурой креста недоступное зрению покрывало. Между тем древние христиане еще имели изображение креста нарисованным краскою на лбу, и по этому признаку их узнавали и предавали страшным мучениям и смерти.Стираясь постепенно с поверхности, фигура креста, за­то проникала глубоко в душу и во времена Леонардо со­ставляла важную часть внутреннего суждения. Причем это мало зависело от чьего-либо благочестия и было оди­наково свойственно как Перуджино, из-за насмешливых отзывов о священнослужителях считавшегося ужасным безбожником, так и фра Беато Анжелике, человеку глу­боко верующему и боязливому; и что-нибудь изменить в этом фундаменте души настолько же трудно, как выта­щить себя за волосы из болота, поскольку, опереться воз­можно исключительно на собственное свободомыслие — вещь неустойчивую и зыбкую.Когда сиенец Франческо ди Джордже захотел впи­сать в план церковного помещения, устроенного в виде латинского креста, фигуру человека, то, судя по рисунку в его «Трактате», попытка не оказалась удачной. И это потому, что место пересечения кораблей, или трансепт, сдвинуто к востоку, а поперечный корабль короток; так что руки приходится изображать как бы стиснутыми за спиной, а голова и шея хорошо не помещаются в алтар­ной части. Однако без малейшего неудобства, как это видно из рисунка Леонардо к Витрувию, фигура челове­ка вписывается в образуемый греческим равноконечным крестом при его вращении круг или в самый этот грече­ский крест, когда алтарь приходится, так сказать, на ме­сто дула. Такое положение вполне соответствует обри­сованному Пико делла Мирандола в знаменитой речи «О достоинстве человека»: поместившийся и пупе Земли изобретатель-творец, в какую бы сторону ни обратился, обнаруживает равно удаленный от него горизонт. Новиз­на, достигнутая Леонардо да Винчи, умеющим вытащить себя за волосы из болота путем независимого внутреннего усилия, сфорца, есть наиболее решительная и ради­кальная переделка внутренней геометрии души, от кото­рой происходят разнообразные явления творчества. Вмес­те с этим многие имеющиеся в Италии приезжие из древней Киликии, иначе говоря из Армении, настаивают, будто все равностороннее и равноконечное проникло сюда с их соотечественниками или привезено итальянцами, ко­торым не сидится на месте и они были в Армении и там этого насмотрелись, и еще приезжие упорствуют в том, что Леонардо путешествовал на их родину и, дескать, воодушевившись армянским центральнокупольным хра­мом, разрабатывал затем эту идею с большим постоянст­вом, о чем свидетельствуют многочисленные рисунки. Та­ким образом, считают они, флорентиец оказался един­ственным, от кого впоследствии распространились проекты подобных церквей, когда алтарь помещается посредине, а молящиеся вокруг него равномерно. Однако, примени­тельно к архитектуре, это слишком общие и широкие принципы, чтобы принадлежать одному человеку, време­ни или стране: во Флоренции в седьмом веке воздвигнут, а в двенадцатом усовершенствован и отчасти перестроен восьмигранный центральнокупольный храм — именно баптистерий Сан Джованни, который Леонардо мог ви­деть с детства. Когда же мы удивляемся и робеем перед мощью независимого внутреннего усилия, сфорца, не ме­нее удивительным кажется согласованное какими-то тай­ными путями и способами одновременное возникновение в различных государствах и городах сходных вещей и на­мерений, как если бы неизвестная необходимость подбира­ла для работы в искусстве людей с похожими склонностя­ми и устройством души, тогда как в другие вре­мена подобные люди вынуждены были бы искать другое занятие.Из осуществленных тогда построек в Милане наиболее круглая — церковь св. Сатира Мученика — возведена в 1480-м, за два года до появления здесь Леонардо; и этот урбинец Браманте, кажется, был бы доволен, если бы ко­стлявые готические храмы внезапно оказались все погло­щены упитанными и круглыми, то есть в противность то­му, как это говорится в Писании, жирные коровы пожра­ли бы тощих. Когда в 1495 году Донато было предложено на место готических, в старинном ломбардском духе барабана и купола церкви монастыря доминиканцев Санта Мария делла Грацие поставить другие, он с охотою на это согласился и, все быстро разрушив, поставил барабан в виде додекаэдра, или двенадцатигранника, -- одного из правильных тел, выступающего, по мнению древних, в ка­честве прообраза небесной сферы. Быстро закончив кладку, Донато Браманте каждую из получившихся две­надцати граней поделил надвое при помощи арочек и ко­лонок из обожженной глины; затем эти двадцать четыре снова поделил надвое, прикрепив посредине гирлянду либо венок, которые чередовались, действуя, таким образом, в духе метафоры Леонардо о бесконечно малых ша­гах, относящейся к трению.Какую вещь ни возьми, что-нибудь она означает. Если у древних философов двенадцатигранник считался про­образом небесной сферы, знакомому с христианской сим­воликой человеку известно, что восемь — это не иначе как воскресение. Однако не сразу можно понять, что име­ет в виду Леонардо, когда рисует октаэдр, восьмигранник, и располагает по его сторонам пли граням восемь малых окружностей: церковь ли с планом в виде октаэдра, поверх граней которого катится восемь круглых капелл, или отнести рисунок к механике, если октаэдр здесь высту­пает в виде обоймы шарикового подшипника.Я не вижу большой разницы, применять ли в подоб­ных подшипниках шарики или же ролики, исключая ту, что шарики могут вращаться во всех направлениях, а ро­лики только в одном. Но если во время движения шарики или ролики соприкасаются, движение будет более медлен­ным, так как при их касании сила трения будет действо­вать в противоположном направлении. Если же шарики или ролики находятся на расстоянии друг от друга, это облегчает движение.



 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ