Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


54


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  54

И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и кон­чающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобою согласиться, а следует отвергнуть это по многим причинам, и прежде всего потому, что в таких чисто мыс­ленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности.Зависит ли это от хода ветров, влияния солнца, поло­жения среди морей и пустынь или каких-нибудь других условий, считается, что населяющие острова в холодной области океана британцы всему остальному предпочитают свободное суждение на основании опыта. Вот тут и суди, является ли происхождение Катерины от Джованни Акуто, уроженца Британии, ложной выдумкой тщеславных людей или здесь есть крупица правдоподобия.— Без опыта ничего нельзя знать достаточным обра­зом, — преподавал читавший в первой половине XIII века в Сорбонне англичанин Роджер Бэкон. Спустя три столе­тия его однофамилец, другой англичанин, Фрэнсис Бэкон, назвал опыт допросом, учиненным природой, и настаивал на усердии к отысканию истины, равном упорству властей в розыске о преступлениях.Однако Фрэнсис Бэкон также указывает:— Нельзя упускать из виду, что любое усердие в опы­тах нередко с преждевременной и неуместной торопливо­стью устремляется на какие-нибудь заранее намеченные практические цели; оно ищет, я хочу сказать, плодонос­ных, а не светоносных опытов, и не следует божественно­му порядку, который в первый день создал только свет и на это уделил полностью один день, не произведя за это время никаких материальных творений, но обратился к ним в последующие дни,Далее, развивая свою мысль, Фрэнсис Бэкон обращает­ся к примеру алхимии:— Этой ложной науке мы обязаны тем, что можно прекрасно понять из сравнения с басней Эзопа о земле­дельце, который перед смертью сказал сыновьям, что оставляет в винограднике богатый клад золота, но точно не помнит, в каком месте. Тщательно перековав заступом весь виноградник, сыновья не нашли золота, но зато за следующий год получили богатый урожай винограда, по­тому что тем временем окопали корни виноградных лоз.Добросовестный ученый-изобретатель может вывести из басни Эзопа такую мораль: препятствия к практиче­скому осуществлению даже величайших изобретений дру­гой раз желательны и полезны науке, так как мысль изо­бретателя тогда растекается в стороны, ища обходных пу­тей, и, путешествуя по новый землям, далеко их освещает светом теории. Либо может случиться и так, что упорствующее намерение, неизвестно уж по какой причи­не уверенное в правильности заранее определенной доро­ги, возмущенное препятствием, как бы сужается, долбя в одну точку; и тогда кажущаяся узость исследования иску­пается его силой и глубиной. Так, продажа бронзы в Фер­рару оказалась отчасти причиною или, лучше сказать, вес­ким поводом длительного научения условий равновесия нити — или проволоки, или каната, растянутых между опорами, с подвешенным где-либо посредине грузом; и светоносность этого наиболее долгого опыта оказалась гро­маднейшей, хотя при установленных опытным путем блес­тящих и правильных предпосылках поначалу свет истины слабо пробивается сквозь щели поспешного неправильно­го рассуждения.Невозможно выпрямить канат, если он подвешен ме­жду блоками с расстоянием в 100 локтей и на каждом конце подвешен груз весом в 1000 фунтов. Я утверждаю, что если ты подвесишь груз весом в 100 фунтов в середине этого каната, то канат скорее лопнет, чем выпрямится, пе­ремещая свой груз в точку а. Между тем кажется почти невероятным утверждение, что 2000 фунтов груза, укреп­ленные на концах каната, не в состоянии поднять 200 фунтов, то есть тяжесть каната и груз, помещенный в его середине. Причина та, что груз, помещенный в сере­дине каната, производит то же самое действие на противо­вес в 1000 фунтов, какое произвел бы такой же груз, под­вешенный к концу рычага длиною в 40 локтей. Следователь­но, чтобы определить истинное действие, то есть определить, возможно ли грузу в 2000 фунтов выпрямить канат, измерь диаметр блока, поддерживающего груз в 1000 фун­тов, и посмотри, сколько раз половина этого диаметра со­держится в промежутке между половиной блока и поло­виной груза в 100 фунтов на линии га. И половина груза, находящегося на середине каната, поднимется выше настолько, сколько раз часть диаметра rо содержится в rа. Предположим, следовательно, что rо содержится 200 раз в расстоянии до точки над серединой каната и столь­ко же в другой половине, что дает 400. Итак, ты ска­жешь: 400 на 100 дает 4.0000, а кроме того, имеется вес каната, который тянет его своей тяжестью вниз. В результате канат на большой длине не может выпрямиться, не порвавшись.«Занимающиеся геометрией выражаются очень забав­но, словно они заняты практическим делом и имеют в ви­ду интересы этого дела. Они употребляют выражения «построим четырехугольник», «проведем линию», «произ­ведем наложение» и так далее: все это так и сыплется из их уст», — говорит Платон в «Государстве».В самом деле, такое строительство, не являясь ни чи­стой теорией, но и не практикой, нанимает как бы среднее положение. Притом исследователь в противополож­ность каменщику или плотнику не имеет ни топора, ни клещей, ни зубила, не пользуется какими-либо подъемны­ми устройствами, но обходится исключительно линейкой и циркулем: эти чудесные инструменты спадают той ре­шительностью в своих «да» и «нет», которых лишены мно­гие люди, как равно и более грубые инструменты. Ведь если линия имеет малейшую кривизну, а круг незаметным образом сплющен, линейка и циркуль этого никак не упу­стят и, так сказать, выведут на чистую поду всякую непра­вильность. Вместе с тем линейка и циркуль представляют как бы хирургический нож, каким при анатомии мира об­наруживаются прямолинейные и круговидные связи меж­ду вещами, которые тоньше тончайших волосяных сосу­дов и вовсе невидимы. Подобные связи обладают вели­чайшей истинностью сравнительно с поверхностью вещей, привлекательной отчасти своей неправильностью и прихотливым разнообразием внешнего вида, из-за чего создается ошибочное мнение, будто все на свете раздельно и существует само по себе, тогда как линейка и циркуль являются орудиями всеобщей аналогии и связывают далеко отстоящие и различные вещи прочнее самого арочного ка­ната.Однако безбрежная универсализация   найденного однажды научного принципа, свойственная как древним, при их склонности к умозрению и лености в опыте, так и некоторым торопливым исследователям  позднейшего времени, приводила другой раз к забавным ошибкам и за­блуждениям. Первое, что пришло в голову поднаторев­шему в чертежном строительстве Мастеру, — это рас­пространить на исследуемую им систему принцип Архи­медова рычага. И это ему удалось, больше того, подтвер­дилось расчетами, впрочем, самыми простенькими. При­том в одном случае, применительно к короткому плечу ры­чага, Мастер действовал на основании очевидности, имея в виду радиус блока, в другом, применительно к длинно­му плечу, вопреки очевидности, поскольку аналогия про­волоки или каната и жесткой негнущейся балки очевид­но неправильна и незаконна. И тут Леонардо второпях подчинился одному из тех идолов, которых Фрэнсис Бэ­кон перечислил как довлеющих над человеческим раз­умом, — а именно идолу ученого высокомерия и безосно­вательной уверенности.

Может быть, Леонардо так бы и остался при своем заблуждении, если бы судьба не выставила перед ним не­преодолимое препятствие, разрешив регенту Моро пере­дать бронзу в Феррару. Судьбу, когда бы она существова­ла, можно понять: если столько времени спали, притушив­ши свечу свободного исследования, теперь, пробудившись внезапно, следовало бы отказаться от излишней торопли­вости, хотя бы и попятно желание скорее наверстать все упущенное. И здесь уместно еще раз сослаться на Фрэнсиса Бэкона, сказавшего сто лет спустя: «Человеческому разуму следует придать не крылья, а скорее свинец и тя­жести, чтобы они сдерживали его прыжок и полет».





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ