Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


41


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  41

Душа, правящая и управляющая телом, есть то, что образует наше суждение еще до того, как оно станет на­шим собственным суждением. Поэтому она создала фигу­ру человека так хорошо, как она это рассудила, — с длинным носам, или коротким, или, курносым, и так же определила его высоту и фигуру. И так, велико могуще­ство этого суждения, что оно движет рукой живописца и заставляет его повторять самого себя.Выражением «круглый дурак» в Тоскане пользуются редко, а говорят просто «круглый» — остальное бывает понятно, поскольку здесь называют круглыми людей малосообразительных и тупых. Почему фигуре круга, столь совершенной и, можно сказать, перегруженной тончайши­ми рассуждения ми, которым она является поводом и при­чиной, присвоен еще и такой оскорбительный смысл, ни­кто толком не знает. Остается это добавить к известным противоречиям круга, о чем Аристотель в приписываемом ему сочинении «Проблемы механики» отзы­вается следующим образом:«Ничего нет странного в том, что из удивительного происходит нечто удивительное. Но самое удивительное есть соединение в одном противоположных свойств — в круге его порождает нечто движущееся и одновременно пребывающее на одном месте. Противоположность также проявляется в линий, объемлющей круг, так как это — выпуклое, и вместе вогнутое, так же отличающееся одно от другого, как большое и малое, когда посредине не ле­жит прямая линия. Поэтому если одно должно перейти в другое, то или они сами, или ограничивающие их внеш­ние противоположности должны сперва выравняться и вы­пуклое, чтобы стать вогнутым или наоборот, должно стать прямым. Круг в одно и то же время движется в противоположных направлениях — вперед и назад; пря­мая линия, описывающая круг, приходит обратно к той точке, из которой вышла, и в ее непрерывном движении последнее является первым». Так вот, удивительное, не­обычайное время, известное как Возрождение, точно так же можно назвать великим скруглением. Что же касает­ся противоречий и противоположностей круга, то хотя помещение капитула, которое Брунеллеско на сред­ства семейства Пацци поставил возле Санта Кроче, церкви св. Креста, постороннему глазу представляется исключительно цельным и слаженным, оно еще и вопло­щает собой важнейшие из указанных Аристотелем свойств: средний пролет шестиколонного   портика   перекрыт полукруглом аркой, представляющей собой чистую вогну­тость; выше ее вогнутость оборачивается прямизною кар­низа; еще выше — выпуклостями барабана и крыши.Помещение капитула францисканцев возле их церкви св. Креста, иначе называемое капеллою Пацци, счастли­во соперничает легкостью с наиболее выдающимися го­тическими постройками, которым приписывают исключительное качество легкости. Но тогда как готическая стрельчатая арка, будто бы увязнувшая в болотистой почвe, пытаясь вытянуть себя за волосы, тщетно стремится кверху, круглая арка, пребывая, по выражению Кирилла Александрийского, как земля в руце божьей, скорее причастна небесному и представляет собой его верный сле­пок. Если же произведение архитектуры отличается, как человек, свойственным ему жестом, то знаменитые церкви в готической или немецкой манере, не убоявшись силы сравнения, возможно уподобить нищему калеке, протягивающему костыли как бы в намерении проткнуть небес­ную сферу и не заботящемуся о симметрии. Если же ни­щий внезапно оставляет свое притворство и ханжество, отряхивает одежду, расправляя се красивыми складками, и, довольный, приветствует встречающихся прохожих округлыми, плавными телодвижениями, — тут-то и на­чинается новая архитектура.Притом, что Липпо Брунеллеско, сердечный приятель Антонио да Винчи, был человеком сведущим и остроум­ным, трудно ручаться за его знакомство с Аристотелевой механикой и рассуждением о противоположностях круга, удачно иллюстрированным капеллою Ладна. Так же и Леонардо, обдумывая живопись на сюжет св. Благовещения для пределлы, то есть невысокой, вытянутой в длину нижней части алтарного складня, заказанного Андреа Вероккио монахами церкви св. Марии на Масличной горе, вряд ли опирался на Аристотеля. Тем не менее, когда фи­лософ говорит, что все мыслимые механизмы сводятся к рычагу, рычаг — к весам, весы — к кругу, это имеет от­ношение к исполненной по поручению учителя живопи­си. Правда, капелла Панин при ее совершенной симмет­рии находит аналогию в обычных весах, в то время как «Благовещение» следует приравнивать я римским весам, или безмену, когда какой-нибудь значительный груз на коротком плече уравновешивается малыми гирьками, раз­местившимися вдоль более длинного. Так, опустившийся на лужайку легчайший ангел-благовеститель полностью уравновешивает каменное строение, перед которым рас­положилась Мария; эта, в свою очередь, чудом не уле­тает, кажется, настолько легка. Но недаром проницатель­ность взвешивателя или купца — иначе говоря, живопис­ца ~ можно приравнять к проницательности опытного менялы, когда тот, даже не пользуясь наиболее чувстви­тельными, аптекарскими весами, а пробуя на зуб, опреде­ляет качество и чистоту драгоценного металла и приво­дит к золотому дукату все эти дублоны, пиастры, эскудо или восточные рупии. Живописец в подобном сведении также ничего важного не упускает - пробирающуюся по стеблю травы божью коровку, цветы, облачко, камни, об­лицовку стены, огромную балку он все равно приводит к метафорической тяжести, сопоставляя и учитывая различ­ное: тень, свет и цвет, расстояние между вещами и боль­шую или меньшую отчетливость, с которого они видны наблюдающему   живописцу,   когда предметы, находящиеся далеко, обработаны кистью как бы с небреж­ностью.Ось, на которой качаются плечи безмена, или римских весов, пронизывает мраморный столик, в точности похо­жий на саркофаг, приготовленный Андреа Вероккио для почетного захоронения Пьеро Медичи, отца нынешних Лоренцо и Джулиано, семь лет как умершего. Вдоль длин­ного плеча, понятное дело воображаемого, в добавление к недостаточной для равновесия тяжести ангела помещены выстроившиеся в ряд малые гирьки в виде деревьев — числом десять, выписанные с бесподобной тщатель­ностью. Но и самого ангела-благовестителя, опустившего­ся на лужайку в нескольких шагах от Марии, возможно вообразить прикрепившимся таким образом, что легко способен качаться как весы; он и в самом деле качнулся, протянувши перед собою руку с перстами, сложенными для крестного знамения, клюя носом подобно приземляющейся птице. Говоря короче, здесь есть чем заняться лю­бителю орудовать циркулем и линейкой.Относительно ангелов в те времена было мнение, что-де в их телах стихии или элементы сочетаются с преоб­ладанием легчайших. Однако, рассматривая свободно опу­щенную, придерживающую пальмовую ветвь кисть пра­вой руки приземлившегося ангела, ее состав можно пред­ставить таким, каков он бывает у юношей, упражняю­щихся в развитии силы: эдакая рука годится не ангелу, но скорее кузнецу в механику, как древний Дедал. Что касается прикрепленных к спине и движущихся вместе с лопатками крыльев, их крепость и мощь дают основа­ние вообразить, с каким шумом и хлопаньем станет взле­тать этот плечистый благовеститель и как повлечется за ним, свиваясь из-за сопротивления воздуха, тяжелый бар­хатный плащ. Самому живописцу, когда он писал «Благоговещение», минуло двадцать, и его органы еще укрепля­лись от упражнения и гимнастики — грудная клетка пло­хо помещалась в камзоле, и шея удерживалась настолько развитыми мышцами, что плечи выглядели покатыми на­подобие сторон фигуры трапеции.Хотя во Флоренции бороды можно было видеть разве что у цыган или греков, подбородок и верхняя губа Леонардо отчасти прикрыты кольцами как бы золотого руна: при его желании отличаться он обнаруживал себя не исключительно в живописи или скульптуре, но состязался с излюбленной флорентийскими юношами игре в ножной мяч, или в числе других всадников, наклонясь на полном скаку, поднимая нарочно положенное на мостовую оружие, или показывал силу мышц, сгибая рукой подко­ву, или соревновался в поднятии тяжестей — и все это в присутствии толпы ротозее, которые ничего другого не делают, как только перемещаются по городу и разносят молву, Брунеллеско, которому природа дала малый рост и невзрачную наружность, и был он человеком тщедушнейшим, в свое время избегал подобных развлечений, что­бы себя не ронять. Вместе с тем плавность и величие жеста и круглота, проявляющиеся в произведениях обоих худож­ников, сходны, а следовательно, близки они и в первоначальном суждении, которое равно движет рукой архитектора и живописца. Остается понять, как образуется самое это суждение, настолько могущественное: рождается ли оно вместе с телом, которым призвано править, выбирая затем из мнений философов именно то, что ему больше подходит?С «Благовещением» Леонардо поступил в сообщество живописцев св. Луки — этот евангелист, как читается, сделал изображение Богородицы при ее жизни с натуры. Имен самостоятельный характер и обладая также необхо­димым умением, Леонардо, однако, не покинул мастер­скую Андреа Вероккио, не стремясь, как другие ученики, к скорому обогащению, тем более что его участие в предприятиях мастера теперь будет оплачиваться по справед­ливости, тогда как прежде он сам ежемесячно приносил за обучение условленные три лиры.



 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ