Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


14


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  14

Существует род живописцев, вследствие своего скудно­го обучения живущих по необходимости под покровом красоты золота и лазури. Тогда как живопись только потому кажется удивительно зрителям, что она заставляет казаться рельефным и отделяющимся от стены то, что на самом деле ничто, а краски доставляют почет лишь мастерам, их делающим.

Дух языческого Меркурия, бога торговли: и путешествий, которому с древности посвящены ворота Тичино, не покидал их и в христианские времена, поскольку пере­возчики грузов, купцы и наиболее состоятельные из пилигримов, путешествуя в Павию через Милан, останавливаются в расположенной близ ворот остерии “Три красные скамьи”.Хотя в дом братьев да Предис разнообразный уличный шум проникает почти беспрепятственно, так как двери то и дело раскрываются, старшего из них, Кристофоро, это мало беспокоит, поскольку он от рождения глухонемой и не разгибаясь корпит над картинками, какими; украшает, или иллюминирует, рукописи; не слышит он и громкого стука, раздающегося, когда Бернардино, ткущий ковры, передвигает раму. Для человека же, не имеющего такого природного недостатка, если другие звуки иной раз стихают, оказываются более явственными гудение и шелест станка: это Еванджелиста и Амброджо с помощью считающегося новинкой и редкостью ножного привода шлифуют камни для своих изделий; слышны еще вздохи и бульканье, когда плавится олово, медь или кое-что подороже, и шипение, если закаливается инструмент.Выполняя разнообразные ювелирные работы, братья также чеканят монету казне, рисуют для гобеленов и вы­шивок и практикуются в живописи; при этом Амброджо, способнейший, пользуется жалованием как живописец двора. Впрочем, преимущество его таланта проявляется больше в портретных изображениях, то есть в отрасли, считающейся низшей из всех, хотя портретист, добиваю­щийся хорошего сходства, редок.Умение Амброджо обходиться с людьми и его расто­ропность послужили причиною, когда при заключении до­говора, где, с одной стороны, участвуют францисканцы братства св. Непорочного Зачатия Девы, а с другой — братья да Предис и флорентиец Леонардо да Винчи, дело быстро сладилось.“Мы желаем, чтобы рама, включая резные капители с фигурами, была вызолочена по цене три лиры десять сольди за сотку.Item. Мадонна, поместившаяся посредине, пусть будет в ультрамариновом плаще, поверху расшитом золотом”.В многочисленных пунктах расписано, каким заказчики желают видеть алтарный образ для капеллы св. Зачатия церкви св. Франциска в Милане, называемый в договоре "Мадонною в скалах”, и ангелов на его боковых створ­ках: на одной стороне — поющих, на другой — играющих, и в заключение сказано: “Во всех частях икона пусть будет расцвечена разнообразно и со всем совершенством, в греческой и новой манере”.Таким образом, настоятель капеллы Зачатия отец Бартоломео Скарлионис и другие участвующие в договоре францисканцы показывают, что им отчасти известно различие между новой манерой и греческой, или, как ее еще называют, готической или немецкой. Правда, может, этому не больше цена, чем латинским словечкам наподо­бие item, что значит “далее”, излюбленным сутягами и людьми, желающими показать ученость малыми средства­ми, так как по другим пунктам договора можно судить, что заказчику хорошо не видна разница между стоимо­стью материала и достоинством выполнения и что для указанных францисканцев братства св. Зачатия золото и лазурь оказываются дороже изображения золота, хотя бы выполненного с большим мастерством.С другой стороны, если францисканцы соглашаются на преимущество флорентийского мастера в договоре, на­зывая его магистром и ставя первым, тогда как братьев да Предис называют только по имени и помещают следом за ним, может, они отчасти понимают, что, хотя Леонар­до и братья да Предис примерно ровесники, если судить не по церковным книгам, а по умению в живописи, флорентиец оказывается далеко впереди? В самом деле, Лео­нардо привез с собою в Милан понимание и практику живописи, представлявшиеся изумительными и необыкновен­ными не то что в Ломбардии, но и в Тоскане, где за его соотечественниками больше двухсот лет развития. Джорд­жо Вазари, живописец более плодовитый, чем выдающий­ся, зато величайший биограф художников и проницатель­ный искусствовед, утверждает, что, мол, “это с тех пор, как души нового поколения в тамошних местах под вли­янием легкого воздуха настолько очистились, что небо, сжалившееся над прекрасными талантами, порождаемы­ми повседневно тосканской землей, вернуло их к первоначальному состоянию”.Вазари имеет в виду возрождение в искусстве рим­ской и греческой древности, отчего последовавшие за тем времена известны как Возрождение. Что же ка­сается упомянутой в договоре греческой манеры, тут речь о другом, поскольку такое название идет от наезжавших в Италию византийских греков, отпавших от собственной древности и превратившихся с течением времени в нечто полностью противоположное древним. “Они, то есть византийские греки, — разъясняет Вазари, — вместе с мозаи­кой завезли скульптуру и живопись в том виде, в каком были им известны, и так обучали итальянцев, то есть гру­бо и неуклюже: подобная живопись представляет собой не иначе как заполненные краскою контуры”.

Новизна нетерпима, самодовольна, нескромна и рас­правляется с теми, кому приходит на смену, по своему усмотрению и произволу, одних без меры превознося, других порицая. Но даже при хваткости братьев да Предис и при том, что они вовсе не имели намерения непре­менно отстаивать какую-нибудь привычную им старину, как иначе было действовать Мастеру, манера которого не только далеко ушла сравнительно с принятой в Ломбардии, но обогнала и тосканскую? Ведь чтобы успешно со­трудничать, надо еще до истечения предусмотренного до­говором короткого срока полностью переделать сотрудни­ков; поэтому можно сказать, что мадонна для францисканцев, поистине непорочным способом зачатая и выно­шенная в доме братьев да Предис, родилась из кокона рассуждений и слов — имеются в виду пояснения Мастера.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ