Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕHИЯ


Главная  →  Музыка  →  Музыкальная культура Возрождения  →  Эстетический идеал эпохи Возрождения

В XV и XVI веках Западная Европа переживала «золотой век» своей истории, в который Италия вступила на столетие раньше—в XIV веке. Это время получило выразительное название «эпоха Возрождения», Ренессанс. Все началось с пробуждения интереса к античности, к культуре Древней Греции и Рима: нетленная красота древних статуй открылась человечеству в результате археологических раскопок, предпринятых на территории Вечного города. Слово «Возрождение» нужно понимать и более широко — как невиданный взлет науки и литературы, живописи и зодчества, как расцвет человеческого гения. Ни одна другая эпоха не дала столько титанов во всех областях творчества. До сих пор нет художников более почитаемых и известных. чем художники Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. имена которых превратились в легенду. Изобразительное искусство наиболее ярко выражает идеалы Возрождения, хотя достижения этой уникальной эпохи в других областях культуры — в науке, философии, литературе — не менее значительны. Но в живописи, скульптуре, архитектуре наиболее наглядно ощущается новая атмосфера времени — отказ от средневекового аскетизма, от средневековой схоластики, обращение к реальному человеку вместо религиозных символов средневекового искусства. Люди перестали теперь стыдиться своего прекрасного тела, его совершенных линий и пропорций — наоборот, художники и скульпторы изображали его во всем величии и блеске. Средневековый страх перед всем телесным был забыт навсегда. Музыка этой великой эпохи находится на первый взгляд несколько в тени. Имена композиторов Жоскена Депре, Палестрины, Орландо Лассо говорят нам гораздо меньше, чем имена прославленных художников, скульпторов и зодчих. Однако, глядя на прекрасные фрески, украшавшие стены и своды соборов, видя этот праздник лиц и красок, любуясь радостной красотой Ренессанса живописи, мы все-таки могли бы предположить, какая музыка звучала в то время. Естественно думать что, так же как живопись Возрождения с ее интересом к человеку к красоте его лица и тела, музыка Ренессанса тоже должна резко отличаться от углубленной и суровой музыки средневековья. Прослушав отрывок из мессы «Maria Zart» композитора XV века Я. Обрехта, можно составить представление о музыкальном стиле эпохи Возрождения. Музыка, которая прозвучала, очень мало соответствует нашим ожиданиям: она отличается ясностью и нейтральным тоном высказывания, в ней все удивительно размеренно и уравновешенно, она скорее напоминает духовную атмосферу средних веков своим возвышенным и умозрительным характером и не противопоставляет себя прошедшей музыкальной эпохе. Этот пример может еще раз напомнить о философском предназначении музыкального искусства — отражать в наиболее абстрактной форме, в форме звуков, лишь суть, сердцевину мировоззрения того или иного времени. Так и происходит с музыкой Возрождения — она показывает эстетические пристрастия и философскую направленность эпохи в обнаженном виде, очищенными от всего внешнего и случайного. И тогда становится понятно, что нет непроходимой грани между культурой эпохи Возрождения и культурой средних веков, которые объединяет благоговейно умудренное чувство звука, лишенное суетности и не замутненное страстями. Как будто желая выразить господствующее настроение времени, величайший художник Возрождения Леонардо да Винчи писал в своем дневнике: "Если хочешь быть художником, оставь всякую печаль и заботу кроме искусства. Пусть душа твоя будет как зеркало, которое отражает все предметы, все движения и цвета, само оставаясь неподвижном и ясным". Новая эпоха перенимает от прежней центральную тему — тему Господа Бога, тему Творца, Но отношение к этой теме ее понимание радикально изменились: не просто смутно ощущать присутствие Бога в мире, но сознательно любить его, не совершать религиозные ритуалы и бояться кары Божьей, но познать Творца, понять его божественный замысел и, вооружившись знанием и разумом, воспеть гимн Создателю. Именно так и поступал великий Леонардо. Вооружившись линейкой и циркулем, он присутствовал при раскопках, когда впервые, освобожденные от векового слоя земли, открывались греческие и римские статуи. Они являли собою природное совершенство красоты, которое сами древние греки определяли как "соразмерность". Не доверяя одному лишь взгляду, Леонардо измерял эти фигуры, выяснял соотношения ног, рук и торса, пропорции носа, рта и глаз. Природа была для художника Возрождения всем — и образом вечной красоты, и свидетельством божественной мудрости и сланы. Ничто не могло своим совершенством превзойти Природу никакое дело рук человеческих, никакое помышление не могло сравниться по красоте с малейшим из Божьих созданий. И человек — венец творения — был для художника лишь совершеннейшим образцом божественной гармонии, лучшим свидетельством безмерной мудрости и созидательной силы Творца. Не душа земного человека, не страсти, терзающие его, были для художника предметом изображения, а не имеющее изъянов тело и полное спокойствия и благородства прекрасное лицо. Основа философии эпохи Возрождения — пантеизм, сущность которого состоит в том, чтобы ощущать в природе благотворящее присутствие Бога. В пантеизме сливаются главные духовные начала жизни и Вселенной — любовь и познание. "Изучать явления Природы есть Господу угодное дело, любовь есть дочь познаний: любовь тем пламеннее, чем познание точнее, — записал Леонардо в своем дневнике. — И в Евангелии сказано: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. Одно без другого невозможно: совершенное знание и совершенная любовь — одно и то же". Выражением любви человека к природе и Творцу, ее создавшему, было разумное исследование тел и явлений, стремление объять человеческим умом все многообразие природы, подняться на самую высокую ступень познания. доступную человеку на этой земле. Чтобы познавать, надо обладать всеобъемлющим умом, способным проникнуть в тайны природы. Именно таким был ум человека эпохи Возрождения. К этому времени относятся великие географические открытия Колумба. Васко да Гама достиг берегов недоступных ранее континентов, первое кругосветное путешествие совершил Фернан Магеллан, в XV веке появилось книгопечатание. В Европе возродились китайские изобретения — порох и компас, Леонардо создал проект первого летательного аппарата. Вера в познающую силу разума была очень велика, человек уже не чувствовал себя маленьким и слабым по сравнению с огромным непознанным миром. В своей страсти к открытиям, в мощи своего интеллекта человек в некоторой степени уподобил себя самому Творцу. Это отнюдь не привело его к чрезмерной гордыне, ведь главный инструмент познания — божественный разум — был дан человеку Господом, и следовало лишь вернуть Господу плоды сотворенного им разума. Теперь появилась возможность не просто восхищаться красотой Божьего мира, но и познать ее.




 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ