Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


МУКАЕВА Б.М. ГАРМОHИЯ КАК ПРИHЦИП ИHЖЕHЕРHОЙ ДЕЯТЕЛЬHОСТИ


Главная  →  Публикации  →  Материалы международной конференции  →  Мукаева Б.М. Гармония как принцип инженерной деятельности

Экологические противоречия, возникающие в процессе исторического становления и развития цивилизации, могут либо дать принципиально новый импульс дальнейшему развитию общества либо привести к его гибели. В настоящее время стало очевидным углубление противоречий между обществом и природой, между деятельностью человека и естественными социоприродными системами, что является следствием беспрецедентно возрастающего, отрицательного воздействия на окружающую среду, прежде всего связанного с технологической деятельностью. Перед человечеством встала глобальная проблема гармонизации социоприродной среды.

    Ключевая проблема стабилизации отношений природы и общества состоит в том, чтобы обосновать программу действий, реализация которой обеспечит разрешение экологических противоречий между ними так, чтобы результат удовлетворял требованиям гармонии.

    Инженерная деятельность подчинена экономическим интересам. Достижение наибольшего экономического эффекта — основная цель инженера, при этом не учитывается экологический ущерб. Эта ситуация, характерная для современного "сверхпотребительского" общества, порождает проблему изменения ориентации инженерной деятельности на гармоничное согласование с природой. Это возможно в том случае, если деятельность инженера рассматривать в рамках природной среды.

    Гармоничное развитие природы и техники возможно только в результате научно обоснованного компромисса между объектами природы и деятельностью человека. Гармония есть естественное развитие, в котором внутренние и внешние взаимодействия соучаствуют оптимальным образом, развертывая и выражая сущностное содержание развиваемого наиболее целостно.

    Гармония как особая форма отношений между противоположностями, как специфический вид противоречий между сторонами, а также между состояниями целого нашла свое выражение во многих философских учениях. Философами, с именами которых обычно связывают начало философского учения о гармонии, были Пифагор и Гераклит. Согласно учению Пифагора, "гармония есть смешение и сочетание противоположностей". Гармония, по Гераклиту, — это движение на основе борьбы от беспорядочного к упорядоченному. Платон представляет гармонию как идеал, некий образец, к которому мир реальных явлений может лишь приближаться. Аристотель считал, "гармония... есть сочетание величин, которым свойственны движение и положение, когда они так прилажены друг к другу, что больше уже не могут принять ничего однородного...". В целом, можно отметить, что именно античные мыслители заложили основу понимания гармонии, которая не утратила свое значение и в наше время. В период становления христианства начали рассматриваться вопросы синтеза древнегреческих представлений о гармонии с теологическими концепциями. Основной проблемой стал вопрос о гармонии отношений между душой и телом, верой и разумом. Центральным моментом учения Фомы Аквинского является "гармоническое разрешение проблемы веры и знания".

    В эпоху Возрождения произошло освобождение учения о гармонии от теологических концепций. Основой красоты становится проявляющееся в гармонии, согласованности единство мира, которое обнимает "начала" всех вещей. Об этом пишут Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Леонардо да Винчи. Н. Кузанский подчеркивал, что "гармония есть сопряжение единства и различия". Взгляды Коперника требовали нового понимания гармонии в связи с формированием нового отношения к космосу. С появлением гелиоцентрической теории Коперника гармония приобрела "характер установившегося процесса фундаментальных и внутренне упорядоченных отношений между различными динамическими подсистемами Солнечной системы". Дж. Бруно развил принцип единства противоположностей, включающий в себя единство материи и формы, конечного и бесконечного, части и целого.

    В новое время предпринимаются попытки формирования научного подхода к исследованию гармонии. Декарт первым показал роль объективных законов, в соответствии с которыми происходит движение материи от хаоса к порядку. Понятие гармонии, отождествленное с понятием закона, четко вырисовывается в трудах Ньютона.

    В рамках классической немецкой философии концепция гармонии укрепляется диалектическими идеями развития. Включив в сферу гармонического не только необходимое, но и случайное. Кант сделал шаг навстречу диалектическому пониманию гармонии. Гегель рассматривал гармонию как качественное и количественное изменение сторон динамического целого. Анализ позиции Маркса в понимании соотношения гармонии и противоречий позволил выяснить диалектическую сущность противоречий между единством и разнообразием, что способствовало преодолению кризиса в учении о гармонии.

    В русской философии тема единства космоса, природы, человека, Бога, единства жизни, истории и познания является центральной и раскрывает специфичность понимания гармонии.

    Развитие представлений о гармонии показывает, что проблема гармонии с самого начала складывалась и в дальнейшем прогрессировала как относительно самостоятельная, оставаясь, однако, составной частью теории развития, в особенности теории единства и борьбы противоположностей.

    Проблема гармонизации инженерной деятельности анализируется в трудах Б. И. Козлова, А. Д. Урсула и др. По мнению Б. И. Козлова, реальное достижение и сохранение гармонии человека, техники и природы возможно при изменении характера инженерной деятельности и ее этических оснований, которые предполагают формирование адекватного мировоззрения инженера и новой системы его духовных ценностей, отражающих общечеловеческие интересы и особенности их реализации в условиях постиндустриального мира.

    Проблема гармонизации в рамках ноосферного подхода рассматривается в трудах А. Д. Урсула. По его определению ноосфера, - это такая социоприродная система, в которой будут обеспечены приоритеты нравственного разума, интеллектуально- информационных ценностей, экогуманизма; реализованы гармония человека, общества и природы, их безопасное и неопределенно долгое соразвитие (коэволюция). В рамках ноосферного подхода сверхзадача инженерной деятельности состоит в восстановлении равновесия между производящей и нейтрализующей технологиями, а также развертывание мало- и безотходных технологий.




 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ