|
8
Главная → Публикации → Проблемные статьи → Алпатов М. Этюды по истории западно-европейского искусства. - М. Академия художеств СССР, 1963. С. 56 - 74. → 8
Как ученик Вероккио и сверстник Боттичелли, Леонардо в ранних своих произведениях, в частности в фигуре ангела в "Благовещении" (Уффици), еще целиком примыкает к мастерам XV века. Та же миловидная прелесть юношеского профиля и белокурых кудрей, те же мелко извивающиеся складки одежды и лент, та же плавность контуров. Леонардовское выступает здесь только в изысканном изяществе фигуры, в тонкости выполнения, наконец, в том чувстве меры, которое помогло молодому мастеру подчинить причудливый узор складок основным широкодушным контурам протянутой руки ангела и продолжающего ее крыла. Эрмитажная "Мадонна с цветком" отделена от флорентийского ангела всего лишь несколькими годами, но теперь 26-летний художник уже нашел себя. Он не ограничился сопоставлением миловидной молодой женщины и ее младенца. Мать с улыбкой протягивает ребенку цветок, тот силится ухватить его своей пухлой ручкой, этот мотив позволяет выявить и ласку Марии, и гибкость ее угадываемого сквозь ткани одежды тела. Мария с напряжением удерживает на коленях пухлое тельце младенца, выставив вперед правую ногу; младенец также ножками делает усилие удержать равновесие. Боковое освещение помогло передать мягкую выпуклость форм. Край плаща Марии широкой волной набегает на ее бедро и содействует выявлению объема тела. Вместе с тем плавность контуров гармонирует с полукруглым обрамлением. В "Мадонне с цветком" заключено такое богатство взаимоотношений двух фигур, что рядом с работой молодого Леонардо чуть ли не все мадонны XV века выглядят застылыми и деревянными. До Леонардо большинство итальянских живописцев рассматривали свои картины на тему поклонения волхвов, как занимательное зрелище, как шествие разряженных в яркие костюмы восточных людей и диковинных зверей на фоне живописных развалин. У Леонардо в подмалевке его картины на эту тему (Уффици) внимание художника сосредоточено на разнообразии душевных состояний собравшихся вокруг Марии с младенцем зрителей. Здесь и удивление людей, разводящих руками, и простодушный восторг, и любопытство юношей, и благоговение коленопреклоненных старцев, и раздумье мудрецов, не замечающих всеобщего волнения. Зрители тесно обступили Марию со всех сторон, но для того чтобы многолюдная толпа легко воспринималась глазом, Леонардо так расположил главные фигуры, что они образуют ясную пирамиду. Здесь едва ли не первый раз применена композиционная форма, которой позднее будут злоупотреблять подражатели Леонардо. В "Поклонении" особенно свободно передан фон, где в перспективном сокращении громоздятся руины, арки, лестницы, вычерчиваются на светлом небе темные силуэты деревьев, где быстро скачущие на конях юноши и стройные девушки полны радостного возбуждения. Порывистое движение этих легко намеченных в подмалевке фигур выглядит у Леонардо, как выражение проснувшейся жизни. "Мадонна в гроте" (в двух вариантах в Лувре и Национальной галерее в Лондоне) возникла вскоре после "Поклонения": ее фигуры, в частности ангел с его загадочным взглядом и улыбкой, несут отпечаток леонардовского очарования. Но уже в этой работе в пирамидальном построении группы, в жестах Марии и ангела есть нечто преднамеренное. Увлечение эффектами светотени приводит к тому, что краски становятся глухими, появляются первые признаки той черноты, которая впоследствии станет проклятием болонской живописи.
|
|